Как правильно залить дорожку из бетона

Делаем дорожки из бетона самостоятельно — пошаговое руководство и полезные советы

При благоустройстве придомовой территории отдельное внимание уделяется оформлению дорожного покрытия. Самыми доступными и эффектными считаются дорожки из бетона.

Плюсы и минусы бетонных дорожек

К достоинствам бетонных дорожек относятся:

  • доступность и быстрота изготовления;
  • экономичность;
  • возможность создания различных форм;
  • многообразие для декора;
  • долговечность.

Наряду с достоинствами имеются и недостатки:

  • трудоемкость подготовительных работ;
  • возникновение трещин;
  • невозможность перепланировки;
  • обязательное устройство опалубочной конструкции;
  • потребность в бетономешалке (если планируется большой объем работ);
  • дорожки со временем дают усадку.

Из всех вышеперечисленных недостатков существенным является последний: в связи с проседанием грунта и вымыванием основания дорожки могут расползтись. Поэтому на участках, где имеется высокая глубина залегания грунтовых вод, такие тропы рекомендуется укладывать на высокую подушку или заливать сплошной лентой.

Кроме того, заливать тропинки рекомендуется только в сухую погоду, иначе подготовленные траншеи расползутся от дождя.

Необходимые инструменты и материалы

При устройстве садовых дорожек из бетона понадобятся:

  • доски для создания опалубки;
  • крепежные изделия;
  • арматурные стержни для укрепления конструкции;
  • рулетка, строительный уровень, моток веревки (можно шпагат), колышки для разметки;
  • деревянные рейки;
  • бетономешалка (при отсутствии придется воспользоваться большой емкостью для замешивания раствора);
  • щебень, песок, цемент марки М500;
  • добавки для гидроизоляции;
  • молоток, ножовка по дереву, грабли, правило.

Проект дорожки

На этом этапе необходимо продумать дизайн дорожек, поэтому перед началом работ желательно составить эскиз, в который будут входить:

  • план расположения дорожек;
  • привязка всех размеров к поворотам;
  • примерное указание ширины дорожной ленты;
  • обозначения мест, где необходимо подсыпание или срезание грунта.

Кроме того, необходимо учесть и такие нюансы, как возможная прокладка водопровода и канализации, телефонного кабеля, обустройство подъездной части.

Расчет веса строительных материалов

Прежде чем приступать к набору материалов, необходимо сделать правильные расчеты. Песок и щебень могут пролежать до следующего ремонта, цемент же к длительному хранению не пригоден. Поэтому сначала рекомендуется просчитать, какой объем стройматериалов понадобится для работы.

В зависимости от типа почвы рассчитывается толщина слоя бетона:

Болотистая почваГлинистая почваСуглинок
Бетон — 7-8 см

Гравий — 5 см

Бетон — 5-7 смБетон — 10 см

Помимо бетонной кладки, необходимо учитывать и песчаное основание, высота слоя которого составляет от 10 до 15 см.

Расчет веса стройматериалов производится по формуле ДхШхВ, где Д — длина дорожки, Ш и В — ширина и высота соответственно.

Например, нужна дорожка с шириной 1 м, длиной 5 м и высотой 0,1 м. Высота песчаной подушки будет приниматься 10 см.

Тогда согласно формуле можно получить следующее:

  • при объеме песка (принимается строительный материал по ГОСТу) 1х5х0,1 = 0,5 м³ — вес песка из справочника будет равен 775 кг;
  • при объеме бетона 0,5 м³ соотношение среднего веса составит 1075 кг.

Исходя из расчета пропорций «цемент-песок-щебень» в частях 1:3:1 и общего веса кубометра бетона, равного по справочнику 1075 кг (общий вес разбивается на 5 равных частей), можно получить следующие значения:

  • цемент — 215 кг;
  • песок — 645 кг;
  • щебень — 215 кг.

Как выполнить разметку

Используя эскиз, следует обозначить места пролегания дорожек. Для этого необходимо воспользоваться колышками с натянутой между ними веревкой.

Колышки нужно вбивать в землю на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда разметка всей дорожки будет полностью готова, можно приступать к земляным работам, т.е. к выемке грунта для устройства траншеи под тропинки.

На этом этапе необходимо снять верхний пласт земли для подготовки основания под дорожку общей высотой в 20 см (10 см песчаной подушки и 10 см бетона). Если требуется дополнительный дренаж из щебня, то добавляют к этому еще 10 см.

По окончании земляных работ и подготовки траншеи под заливку бетона приступают к устройству опалубочной конструкции.

Как монтировать опалубку

В качестве опалубки используются обрезные доски или толстые фанерные листы с ровной внутренней поверхностью.

Если нет смазки, то можно использовать отработанное машинное масло.

Пошаговую инструкцию по устройству опалубки можно представить так:

  1. Установка досок производится в траншеи на предварительно подготовленное основание. Опалубку можно ставить сразу всю или постепенно, по мере освобождения досок, высота должна равняться высоте планируемой тропинки. Горизонтальность конструкции необходимо проверять строительным уровнем.
  2. На предварительно утрамбованное дно засыпают слои песка и щебня (при необходимости).
  3. Укладывают сетку из армированных стержней.
  4. Через каждые 2-2,5 м поперек траншеи устанавливаются доски толщиной до 20 мм, которые примут основную нагрузку при заливке бетонной смеси. Они же будут выполнять функцию компенсационных швов, благодаря которым бетонные полотна не растрескаются при температурных перепадах.

Опалубка должна выступать на 5-10 см над землей.

Если требуется устроить дорожки изогнутой формы, то вместо досок используются фанера или пластиковые панели, которые легко прогнуть в нужном направлении.

В целях экономии сил и снижения затрат на материалы опалубку можно монтировать частями.

Как обустроить подушку

Подушку устраивают для распределения нагрузки. Кроме того, выполняя роль дренажа, песчаный слой пропускает влагу и не дает деформироваться дорожкам.

На утрамбованное дно перед песчаной засыпкой можно уложить слой гидроизоляции, в качестве которой выступает геотекстиль, рубероид или агроволокно.

В регионах с почвой повышенной влажности и низкими температурами в зимнее время рекомендуется добавлять к песчаному слою щебневый — так бетонные сооружения не разъедутся вследствие пучения промерзающего грунта и не образуют трещин. Высота щебневого слоя должна лежать в пределах 10-12 см.

Подготовка бетона и замешивание

Исходя из расчетов составляется смесь из цемента, песка и щебня, в которую добавляется вода и пластификаторы. Состав замешивается и доводится до однородной сметанообразной консистенции средней вязкости.

Щебень используется средних фракций, размером 10-20 мм. При устройстве тропок с повышенной нагрузкой рекомендуется брать щебень с фракцией 40 мм.

Замес желательно производить с помощью бетономешалки, особенно это касается большого объема работ. Если бетономешалки нет, то придется изготавливать раствор вручную. Для этого в емкость засыпаются все компоненты и тщательно перемешиваются лопатой, после чего в смесь вливается вода и снова перемешивается до получения однородной массы.

Пластификаторы желательно использовать в небольшом количестве, для того чтобы удобнее было распределять заливку по траншее. Перебор с добавками может снизить прочность марки бетона.

Самую простую присадку-пластификатор можно приготовить самостоятельно, используя следующие исходные материалы:

  • силикатный клей;
  • гашеная известь;
  • ПВА;
  • любое моющее средство.

Вместо силикатного клея можно использовать жидкое стекло, а в качестве моющего средства подойдет стиральный порошок или хозяйственное мыло.

Если дорожки планируется устроить цветными, то с бетонной смесью необходимо разводить пигментные красители требуемого колера.

Армирование и заливка

В качестве армирующих элементов также можно использовать мелкие осколки битого кирпича, сетку Рабица, куски старой проволоки, обрезки металлической трубы и старые метизы. Если используется цельносварная сетка, то под нее необходимо подготовить опоры из кусков кирпича.

Перед заполнением дно траншеи рекомендуется пролить небольшим количеством воды во избежание проседания грунта под нагрузкой бетона. Во время заливки смесь необходимо протыкать в нескольких местах по всей площади, чтобы выпустить воздух.

После заливки весь раствор разравнивается граблями до появления цементного молочка. Залитую конструкцию желательно укрыть пленкой и оставить до полного застывания, периодически увлажняя поверхность во избежание образования трещин и пустот.

Рекомендуется заливать бетон таким образом, чтобы высота дорожки была на 3-5 см выше общего уровня грунта. Кроме того, желательно делать тропы слегка выпуклыми в центре. Это защитит дорожку от повреждений, загрязнения размывающейся почвы и от скопления луж.

При пересечении дорожками водопровода, канализации или мест прокладки кабеля необходимо применить футляр для предотвращения повреждения инженерных коммуникаций.

Заключительные работы

С краев удаляется мусор, места опалубки засыпаются грунтом и утрамбовываются. Через неделю самодельную дорожку можно вводить в эксплуатацию.

Если вновь устраиваемая бетонная тропинка присоединяется к старой или подходит встык к отмостке из бетона, то между ними желательно проложить термическую прокладку для образования деформационного шва. Это поможет создать подвижное соединение для того, чтобы бетонные сооружения не оказывали друг на друга взаимного давления.

Декор бетонных дорожек

Бетонные полотна на даче украшают для придания эстетичности садовому участку. Декорирование тропок можно производить либо перед заливкой, либо самое позднее — через сутки.

Существуют такие способы, как окрашивание, штамповка, применение различных форм и т.д.

Покраска

Покраску дорожек можно производить либо на этапе замешивания раствора, либо после застывания готового дорожного полотна.

В первом случае применяются пигментные красители нужного цвета, которые необходимо тщательно размешивать. Достоинства такого способа: простота и удобство, стойкость цвета.

Во втором случае краска наносится на уже застывшую поверхность, но, в отличие от пигментов, не обладает устойчивостью к истиранию, а потому со временем цвет может потускнеть. Чтобы этого избежать и продлить стойкость цвета, рекомендуется использовать проникающие смеси с пигментными добавками.

Для восстановления цвета (когда потребуется освежить старую краску) можно воспользоваться следующей инструкцией:

  1. Удалить грязевый слой с дорожки, для сегментных тропинок — убрать сорную траву в межплиточных швах.
  2. Снять слой старой краски металлической щеткой, очистить от пыли.
  3. Замазать сколы и трещинки на поверхности, используя заделку для бетона (герметик, шпатлевку или затирочную смесь).
  4. Обезжирить дорожку составом для выведения пятен.
  5. Покрыть бетонную поверхность грунтовкой в 2 слоя. Первый слой должен полностью просохнуть, и только после этого можно наносить второй.
  6. Окрасить высохшую поверхность краской. Колеровать можно в несколько слоев для насыщенности цвета, но при этом стоит учесть, что интервал между нанесением слоев должен составлять не менее 12 часов. Это время, необходимое для полного схватывания краски с поверхностью и ее высыхания.

Окрашивать бетон рекомендуется полиакриловыми красками, предназначенными для наружных работ: они отличаются водоотталкивающими свойствами и паропроницаемостью, бетон может «дышать» и будет защищен от разрушения влагой. Кроме того, полиакриловые смеси устойчивы к воздействию ультрафиолета и не подвержены царапинам.

При работе с краской можно использовать кисть, валик или распылитель, но следует учесть, что первые два инструмента дают большой расход материала, к тому же оставляя пузырьки воздуха и полосы, а распылитель может образовать потеки при передержке.

Использование форм и трафаретов

Трафареты и формы могут применяться при заливке раствора, и в этом случае устройство опалубочной конструкции не требуется.

Шаблон устанавливается в траншею, заливается бетонной смесью и разравнивается. Спустя 2-3 часа форму можно снимать и ждать полного застывания и набора марочной прочности уже без ограничителя. Такие дорожки являются сегментными и состоят из отдельных элементов.

Несмотря на скорость монтажа, элементы тоже необходимо периодически увлажнять водой до полного застывания бетона.

Штамповка

Выбирая штампы в магазине, следует руководствоваться жесткостью шаблона — чем плотнее материал, тем легче и быстрее будет проходить штамповка.

Этим способом можно имитировать укладку бутового камня, брусчатки, доски и различного стройматериала.

Другие способы

Не менее интересными и легкими вариантами декорирования являются следующие:

  1. Имитация плитняка. Для этой цели на поверхности бетона, который еще окончательно не застыл, наносятся прорези. Их можно будет заполнить либо затиркой, либо раствором бетона другого цвета. Рисунок на такой дорожке будет похож на укладку плитняка.
  2. Укладка мозаики. Сюда подойдет любой битый материал: осколки кафельной плитки различного цвета, битый кирпич, разноцветные камешки и галька, и даже старые пуговицы. Главное условие: вдавливать мелкие детали не слишком глубоко, проделывать утапливание элементов на не полностью застывшей поверхности.
  3. Создание узоров. Рельефные рисунки можно создать с помощью различных отпечатков при бетонировании дорожек. Это могут быть листья, мелкие и крупные ракушки, следы рук и ног.

Уход за дорожками из бетона

Как и любая другая конструкция, бетонная поверхность требует ухода. Помимо простой уборки мусора и загрязнений, бетонные тропки рекомендуется мыть из шланга, сметать пыль и грязь, вовремя удалять сорную траву, пробивающуюся через швы.

Для увеличения срока службы бетонную поверхность пропитывают гидроизоляционными составами, появляющиеся трещины заделывают затирочными смесями.

Как сделать дорожку из бетона своими руками

Статья подготовлена при участии специалистов компании LafargeHolcim

В этой статье с помощью специалистов компании LafargeHolcim, производителя цемента и сухих смесей, мы разберем, как правильно сделать надежную и красивую бетонную дорожку, которая прослужит много лет.

  • Как правильно спланировать садовую дорожку.
  • Как подготовить основание для заливки бетонной дорожки.
  • Как замесить идеальный раствор.
  • Как залить дорожку.
  • Какие существуют лайфхаки для сооружения садовой дорожки.

Как спланировать садовую дорожку

Бетонная садовая дорожка кажется простой конструкцией, но это довольно сложное сооружение, которое возводится на несколько десятков лет. Это не пергола, которую можно легко перенести на другое место. Представьте, какое огромное раздражение и недовольство будет вызывать эта конструкция, если недостаточно ее продумать, расположить в неудобном месте, да еще и неправильно залить.

Как бы изменить нашу бетонную дорожку, ведущую от крыльца к бане! Сейчас она прямая и дурацкая, и босиком по ней ходить больно, а я хочу с мягким таким изгибом по фэн-шуй и приятную для ходьбы. Говорят, уже ничего не поделаешь, но эта дорожка меня просто убивает!

Чтобы избежать ошибок при планировании садовых дорожек, следует помнить, что:

  1. Садовые дорожки желательно вносить в проект участка на стадии его первоначальной разметки.
  2. Дорожка от калитки до входной двери дома должна проходить по самому короткому маршруту из всех возможных. Единственное исключение – если калитка расположена на вершине склона, а дом стоит в низине. В этом случае дорожка должна иметь форму ломаной линии.
  3. При планировке участка рассчитывается нужное количество дорожек. Если хозяйственные постройки стоят рядом, грамотно будет проложить путь к средней постройке и сделать от него два ответвления.

Ширина дорожки зависит от ее назначения

Ширина дорожки выбирается, исходя из эксплуатационных требований и чувства комфорта (пешеходная зона, зона для движения с садовым инвентарем, таким как тачка и пр.). Обычно ширину дорожки принимают равной 80-100 см.

Назначение дорожкиШирина (м)
Основные дорожки0,8 – 1
Второстепенные дорожки0,3 – 0,4
Дорожка у гаражаНе менее ширины автомобиля

Современный рынок предлагает различные материалы для строительства садовых дорожек, бетон – наиболее востребованный из них. Он не так дорог, как многие другие материалы, и при этом прочен, долговечен, устойчив к влаге, морозу и механическим нагрузкам, а главное, дает возможность самостоятельно смонтировать дорожку любой конфигурации и декорировать ее по своему вкусу. Дорожка из этого материала может прослужить и вашим внукам, но при соблюдении ряда требований.

  • высокое качество самого бетона/раствора;
  • соблюдение требований по его укладке и уходу;
  • правильная организация системы дренажа воды (сток воды с поверхности бетонного покрытия и исключение застойных зон).

Как выбрать качественный материал

Рекомендуется использовать «пескобетон» или «песчано-цементную» смесь марки по прочности на сжатие не менее М200. Оптимальным решением будет марка 300, т.к. с повышением «марочности» раствора повышаются показатели долговечности.

Качественный пескобетон имеет ряд объективных преимуществ перед самодельным раствором. В нем выдержано точное соотношение песка и цемента, и это избавляет потребителей от многих привычных «головных болей»: не придется мудрить над раствором и добавлять в него еще и еще цемента «для подстраховки», искать хороший песок, да еще его просеивать.

Пескобетон продается в мешках, на которых указан точный вес материала, что позволит наилучшим образом рассчитать расход материала. Соблюдая рецептуру, указанную производителем, мы гарантированно получим качественный результат.

Полноценную проверку качества может выполнить только специализированная лаборатория

Ответственный производитель проводит контроль качества на всех этапах производства от сырья до финального набора прочности уже в готовой конструкции.

При этом наш эксперт рекомендует использовать визуальные и тактильные методы оценки материала:

  • Целостность упаковки, отсутствие дефектов, надежная защита паллет пленкой от намокания.
  • Перед покупкой мешок следует ощупать и проверить отсутствие уплотнений, особенно в угловых участках упаковки. Плотные каменные образования могут говорить о некачественном составе смеси. В таких случаях смесь начинает терять свои качественные характеристики уже на полке магазина.
  • Оценка цвета сухой смеси. В смесях, содержащих большое количество песка, будет преобладать цвет самого песка.
  • Готовый раствор должен получиться однородным, без отслоения воды. Не должно происходить «оседания» раствора.
  • Качественный раствор должен набрать начальную прочность в течении 12 часов. Это означает, что спустя 12 часов после заливки, по поверхности можно ходить.

Последовательность работ при устройстве садовой дорожи такова:

  1. Снимаем дерн и копаем траншею под основание;
  2. Устанавливаем опалубку;
  3. Делаем основание для дорожки (песчано-щебниевую подушку);
  4. Укладываем арматурную сетку;
  5. Бетонируем дорожку, не забывая про температурно-деформационные швы.

Рассмотрим каждый пункт подробно, с комментариями и уточнениями нашего эксперта.

Как сделать основание для бетонной дорожки

Итак, выбрав оптимальное место для дорожки и определившись с ее шириной, делаем разбивку. Для этого на всем протяжении будущей дорожки вбивают колья (расстояние между кольями на прямых участках 1,5 -2,5 м, на изгибах – 30-50 см) и натягиваем между ними шнур.

После этого роем траншею на месте будущей дорожки.

Обычно глубина траншеи для пешеходной дорожки составляет 25-30 см (штык лопаты) без учета толщины плодородного слоя (дерна). Для дорожек под автостоянки рекомендуется глубина 35-40 см.

Если садовая дорожка устраивается на глинистом грунте, выемку делают еще глубже.

Глинистые грунты, особенно глины и суглинки имеют очень низкий коэффициент фильтрации, т.е. способность пропускать через себя воду, а склонность к морозному пучению (т.е увеличение объема грунта при замерзании и уменьшение – при оттаивании) у них высока. Поэтому при работе с такими грунтами при устройстве садовых дорожек выемку дополнительно заглубляют

Сняв дерн, переходим к установке опалубки.

Ее крепят к колышкам разметки так, чтобы они оставались снаружи. Над уровнем грунта опалубка должна возвышаться на 4-5 см.

Для легкости демонтажа опалубки использовать смазку, которая наносится тонким слоем на ее поверхность, соприкасающуюся с бетонной или растворной смесью. А если предусматривается дорожка с изгибами или какой-либо причудливой формы, то лучше всего выбирать пластиковые материалы.

Необязательно делать опалубку сразу на всю длину дорожки. Раствор необходимо заливать частями (это важная часть технологии – швы нужны для компенсации циклов сжатий и расширений бетона под воздействием температуры), поэтому и опалубку можно устанавливать поочередно на соответствующих частях дорожки. Если опалубка установлена на всю длину дорожки, то ее нужно разделить на небольшие участки.

При устройстве бетонных дорожек (из растворных или бетонных смесей) необходимо устраивать поперечные швы на расстоянии 1.5-2.0 метра друг от друга для предотвращения появления деформационных трещин.

Чем короче такие отрезки, тем прочнее будет дорожка, тем больше она защищена от трещин, которые могут образоваться от перепадов температур и механических нагрузок.

Следующий этап – устройство основания дорожки, песчано-щебневой подушки. Эту подушку мы делаем и для дренажа, и для равномерного распределения весовой нагрузки дорожки.

Бетонный слой составляет:

  • для пешеходных дорожек – 8-10 см;
  • для автомобильных дорожек – 10-15 см.

Остальное – отсыпка утрамбованным щебнем/гравием и песком. Между слоями прокладывается геотекстиль, чтобы песок не смешивался с щебнем/гравием. Для разделения слоя песка и бетона/раствора можно использовать любой водонепроницаемый материал (полиэтиленовая пленка, например), он же будет служить слоем гидроизоляции.

Вариант устройства основания дорожки, изнутри – наружу: утрамбованный грунт, щебень, геотекстиль, песок.

Песок в этом пироге играет очень важную роль – он пропускает воду, значит, зимой этот слой не будет замерзать, расширяться и давить на бетон. Но со временем песок может через щебень уйти в грунт – чтобы избежать этого, мы и используем геотекстиль, агроволокно или аналогичный материал, пропускающий воду и не подверженный гниению. Слой гравия или щебня и слой песка трамбуется, слой песка хорошо разравнивается, так, чтобы толщина бетона была равномерной.

Перед бетонированием песчаную подушку основания укрывают полиэтиленовой пленкой (если предусмотрено армирование, арматуру кладут на пленку).

Чтобы набрать прочность, бетон должен не высохнуть, а именно затвердеть, а пленка помешает цементному молочку, которое участвует в процессе затвердевания, уйти в песок.

Лучшим армирующим слоем для бетонной дорожки считается сетка с ячейками 10х10 см, сваренная из прутьев диаметром 8 мм, или прутья, связанные в армирующий каркас. Но нередко для армирования используют: фиброволокно, сетку рабицу. Сетка должна быть поднята над уровнем пленки минимум на 15 мм, так как должна иметь защитный слой, который будет предотвращать коррозию металлических деталей армирующего каркаса. Сетка или прутья должны быть объединены в общий каркас, так чтобы он воспринимал нагрузку, как единое целое.

Итак, накрыв песчаную подушку пленкой и уложив арматуру, мы приступаем к приготовлению раствора.

Как сделать раствор

Основная ошибка, которую допускают домовладельцы при самостоятельном устройстве бетонных дорожек – использование слишком большого количества воды.

Чтобы дорожка потом не разрушилась от воды и морозов, бетонную смесь нужно делать жесткой, т. е. добавлять минимум воды. Смесь не должна стекать при выкладывании в высокий бурт.

Раствор не должен быть ни густым, ни жидким – жидкий трескается при высыхании, а слишком густой будет невозможно распределить по опалубке.

При использовании сухих строительных смесей на упаковке (на мешке) обязательно должно быть указано количество воды, требуемое для затворения. При приготовлении раствора с использованием данного количества воды оцените, насколько раствор удобен в использовании – как хорошо он растягивается, разравнивается и уплотняется. При необходимости придать раствору более высокую подвижность лучше всего использовать добавки-пластификаторы, а не добавлять воду(!). Золотое правило: «больше воды – ниже прочность».

Чем лучше перемешаны все компоненты раствора, тем большую прочность в итоге наберет бетон. Идеально, если есть возможность воспользоваться переносной бетономешалкой. Облегчить задачу сможет и перфоратор, который может работать на низких оборотах с насадкой для сыпучих смесей.

Если готовый раствор с течением времени начинает расслаиваться, на его поверхности появляется вода, то количество воды необходимо снизить. Если при этом подвижность раствора будет низкой и не позволит качественно распределять смесь и разравнивать ее, опять же – нужно воспользоваться добавками-пластификаторами или комплексными добавками (пластификатор + воздухововлекающая добавка).

Добавки-пластификаторы и комплексные химические добавки сейчас можно купить в любом строительном магазине. Рекомендуем использовать добавки в жидком виде и обязательно выполнять требования инструкций к их применению. Передозировка добавки может вызвать негативные последствия для качества раствора/бетона.

Дорожку заливают в сухую погоду, при плюсовой температуре. Заливая раствор, его необходимо постоянно разравнивать и периодически протыкать шпателем, это позволяет выпустить из раствора лишний воздух и предотвратить образование пустот. Для уплотнения раствора рекомендуется также периодически постукивать по опалубке.

Поперечный профиль бетонного/растворного покрытия дорожки должен быть выпуклый, для наилучшего отвода воды. Т.е. в центре толщина слоя раствора/бетона должна быть больше на 0.5-1 см. Бетонное покрытие должно быть примерно на 3 сантиметра выше уровня земли, для простоты очистки дорожек от мусора и снега, а также минимизации намыва на бетонную поверхность почвы и мусора. Боковые выступы бетонного/растворного камня желательно также гидроизолировать.

Залитый бетонный раствор разравнивают правилом или отполированной доской и с силой уплотняют.

Укладывать смесь нужно, плотно утрамбовывая на дорожке. Если выступает цементное молочко, значит, в этой порции многовато воды. Если смесь рассыпается при укладке – воды маловато, исправьте это сразу, поливая понемногу смесь из садовой лейки.

После того, как раствор схватится, его еще раз подравнивают шпателем. Если предусматривалось декорирование дорожки различными элементами, это нужно делать именно сейчас.

Залитую дорожку нужно закрыть пленкой и периодически поливать водой – как уже говорилось, это делают для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал. Когда он достаточно затвердеет, можно убрать опалубку.

Дорожка, сделанная из качественных материалов, с соблюдением всех требований к производству растворных/бетонных смесей, требований к производству работ, конструктиву и правилам водоотвода и уходом за свежим раствором/бетоном может прослужить очень долго – 10, 20, 30 лет и т.д. Это не вопрос нагрузок.

Соблюдая эти несложные правила и рецептуру, указанные производителем бетонной смеси, вы построите прочную, надежную садовую дорожку, которая на много лет станет настоящим украшением сада.

На FORUMHOUSE вы можете почитать об устройстве каменных садовых дорожек, посмотреть фотографии дорожек форумчан, посмотреть мастер-класс по устройству дорожки из лиственницы.


12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Как сделать дорожку из бетона своими руками

На приусадебной территории обязательно должны быть дорожки, чтобы по ним комфортно перемещаться от постройки к постройке, между клумбами, грядками и цветниками. Проще всего создать их, используя бетон. В таком исполнении они будут сочетаться с любым дизайном ландшафта.

Преимущества и недостатки бетонных дорожек

  • Положительные стороны бетонных дорожек на садовом участке:
  • удобное перемещение между строениями;
  • долговечность и прочность;
  • низкая себестоимость конечного продукта из-за дешёвых материалов;
  • доступность;
  • удобство применения для воплощения любой идеи.

  • Но есть и недостатки:
  • отсутствие функциональности в случае произведения неверных расчётов (придётся ходить по траве);
  • искажённый облик ландшафта при совершении ошибки в дизайне;
  • необходимость в тщательном уходе;
  • сооружение твёрдого основания во избежание деформации;
  • трудоёмкий процесс замешивания бетона в случае отсутствия бетономешалки.

Какой цемент лучше для дорожек

При правильном подборе материала бетонная дорожка прослужит долгие годы. Строители с опытом рекомендуют выбирать цемент не ниже М500. Его необходимо соединять с песком в пропорции 1:3. Конечная консистенция должна напоминать по густоте сметану.

Как правильно рассчитать вес строительных материалов

Цемент, песок и вода — всё, что нужно для создания дорожек. Но перед их возведением важно правильно просчитать вес конечного изделия, чтобы почва выдержала его. Если земля тяжёлая, то слой бетона должен составлять 60 мм. Для песчаного неустойчивого грунта необходимо порядка 100 мм. Когда ширина и длина полотна достигают 2 м, а толщина 2 см, то под него необходимо выстелить 30 см специального слоя. Чтобы узнать необходимый объем песка, нужно перемножить параметры дорожки на вес строительного материала (взять из справочника). Так же определяется и вес цемента. Чтобы узнать объем бетона, нужно разделить удельный вес на пять (это будет часть цемента, остальное — песок).

Подготовительные работы

Садовые тропы должны находиться выше уровня травы, чтобы на них не собиралась вода. Обязательно нужно проектировать дорожки так, чтобы в центральной части была небольшая возвышенность. Изготавливается тропинка пошагово. Сначала происходит подготовка почвы, на ней выполняется разметка границ с помощью колышков, вбитых через равные промежутки.

Их соединяют верёвками. Затем убирают верхнюю дернину слоем в 6 см. Это позволяет избавиться от корней растений, препятствующих нормальному процессу укладки дорожки. После можно уже устанавливать опалубку и начинать формировать подушку. Завершается подготовительный этап фиксированием армировки.

Проектирование дорожки

Прежде чем начинать создавать дорожку на местности необходимо выполнить чертёж на бумаге. Нужно зарисовать всю территорию дачного участка в масштабе, чтобы понимать где будут размещены тропы. Прямыми линиями определяются оси будущих изделий. Желательно планировать их так, чтобы они были скруглены, а также имели разную ширину, в зависимости от расстояния на местности. Нужно брать во внимание и рельеф территории, ведь на ровной поверхности гораздо проще укладывать бетон, чем на холмистой, где необходимо заполнять впадины либо уменьшать бугры. Обязательно нужно запланировать место размещения дренажных отверстий, в которые будет собираться дождевая и талая вода.

Разметка и подготовка грунта

После выравнивания и разметки участка нужно создать подушку. Если почва склонна к движению, то необходимо снять её верхний слой и заполнить траншею текстильным материалом. Поверх насыпать песок и тщательно утрамбовать его. Для надёжности следует добавить слой щебня. Затем насыпать грунт.

Необходимые материалы и инструменты

Создавая тропы из бетона в саду, вам необходимо вооружиться:

  • строительным миксером;
  • лопатой;
  • колышками для разметки;
  • уровнем;
  • ведром;
  • тачкой;
  • ёмкостью для раствора.

Также нужно подготовить:

  • доски для опалубки;
  • плёнку;
  • гравий;
  • песок;
  • цемент;
  • перчатки.

Пошаговая инструкция строительства

Чтобы правильно изготовить дорожку, придерживайтесь описанных ниже инструкций.

Монтаж опалубки

Опалубка собирается из досок. В нижней части они соединяются колышками, а в верхней — перемычками. Такое крепление исключает искривление конструкции. Для предотвращения образования трещин и сколов используются деформационные швы. В роли них выступает металлический пластик, которым бетонные изделия разделяются на части, секции.

Обязательно разделительную перегородку необходимо смазывать, чтобы было проще вытягивать из раствора. Для предотвращения впитывания бетонным раствором лишней воды на дно стелют полиэтилен. Его наличие позволит повысить морозоустойчивость конструкции и её эксплуатационные характеристики.

Формирование подушки

Задача подушки — равномерно распределять нагрузку и выполнять роль дренажа. Представляет она собой песок вперемешку со щебнем, тщательно утрамбованный. Такой материал не задерживает воду, поэтому почва не промёрзнет и не расширится. Но нужно учитывать, что песок мелкофракционный и легко вымывается водой, просачиваясь вместе с ней в почву. Поэтому при его укладке на щебень следует ожидать, что через несколько лет от него не останется и следа.

Из-за этого обязательно нужно стелить гидроизоляционный материал (рубероид, геотекстиль, агроволокно). Подушку следует хорошо разровнять и утрамбовать. Если под рукой нет песка в достаточном количестве, то можно его заменить тонкой бетонной стяжкой либо плоскими камнями. Тогда необходимо увеличить глубину траншеи на толщину используемого материала.

Установка армирующих элементов

Чтобы компенсировать эксплуатационную нагрузку на бетон, прибегают к помощи арматуры. Она укладывается между слоями с применением специальных фиксаторов. При использовании армированной конструкции бетонное основание может быть меньше, а без неё — 15 см. Наличие элементов не гарантирует, что по бетону не пойдут трещины, но увеличивает его срок эксплуатации. После укладки арматуры можно заливать бетонный раствор.

Заливка бетона

Состав такого раствора включает цемент и песок, взятые 1 к 3. Смешивать их можно самому либо покупать уже готовыми. Заливку соединяют с водой и доводят до состояния «густой сметаны». Для этого лучше всего использовать компактную бетономешалку, так как самостоятельно размешать раствор и превратить его в однородную массу крайне сложно. В процессе можно добавлять водоотталкивающие средства, чтобы бетон прослужил дольше. Перед заливкой нужно учесть такой момент: для пешеходного покрытия достаточно слоя подушки в 5 см, для больших нагрузок — минимум 7,5 см.

Бетонировать участок нужно постепенно. Следует порциями выливать бетон, разравнивать его и снова заливать. Последний слой также аккуратно утрамбовать и максимально уплотнить, пока не появится цементное молочко. Когда раствор чуть схватится, его можно немного подравнять шпателем. Если планировалось декорирование дорожки — самое время заняться этим. Чтобы бетон застыл, а не высох, его нужно накрыть плёнкой либо периодически опрыскивать водой. По прошествии 2-3 дней можно разбирать опалубку, а ещё через пару суток можно эксплуатировать дорожку. Для придания полученному изделию блеска его полируют либо пропитывают специальными растворами.

Декорирование

Застывший бетон выглядит невзрачно. Чтобы освежить его, прибегают к помощи декора. Сделать это можно в любой удобный для вас способ.

Покраска

Один из наиболее простых вариантов освежения дорожки — это покраска. Для этого нужно дождаться завершения процесса цементирования раствора и с помощью акриловых красителей превратить поверхность в произведение искусства. Можно сделать объемное окрашивание, чтобы цвет покрывал не только поверхность, но и проникал внутрь. В этом случае краситель нужно добавить в раствор в процессе его замешивания. Окрас получится более устойчивым к истиранию.

Использование форм и трафаретов

Можно создать бетонную дорожку, напоминающую выложенную брусчатку. Для этого используется специальная пластиковая форма. Она позволяет сделать любой рисунок. Современные трафареты дают возможность не прерывать процесс создания брусчатки. Форма заполняется обычным бетонным раствором, после чего спустя 10–15 минут можно её перемещать на другой участок. Прошедшего времени хватает, чтобы материал схватился. В такой способ при малых затратах времени, сил и средств можно создать дорожку из элементов, имитирующих дорогую плитку либо брусчатку. Трафареты, которыми являются резиновые коврики с рисунком, тоже пользуются спросом. Их прикладывают через 45 минут после заливания раствора и с помощью картонной трубки продавливают рисунок.

Штамповка

Штампованный бетон — обычный материал с декорированным тиснением, которое наносится с помощью специальных штампов. Этот вариант украшения троп тоже очень популярен, так как требует минимальных затрат. Рисунок можно выбирать разный: под кирпич, камни, звериную кожу, следы животных либо их силуэты, растительные мотивы. Наносится на следующие сутки после бетонирования дорожки с использованием специального штампа.

Делаем дорожку из бетона самостоятельно — пошаговое руководство и полезные советы

Эта статья написана для того, чтобы рассказать читателю, как самому сделать красивую дорожку на своем участке. Бетонная дорожка своими руками — пошаговая инструкция включает в себя подробное описание всех этапов работы с самого начала и до завершения. Удобные для ходьбы, не заросшие травой дорожки очень популярны среди владельцев частных домов. Бывает, что не получается воспользоваться помощью профессионалов в этой области, поэтому многие прокладывают дорожки самостоятельно. Справиться с такой задачей может даже строитель, не имеющий большого опыта. Для начала рассмотрим достоинства и недостатки таких дорожек.

Плюсы и минусы бетонных дорожек

  1. Их можно изготовить значительно быстрее, чем дорожки из тротуарной плитки, хотя многое, конечно, зависит от сноровки.
  2. При условии, что некоторые ингредиенты, входящие в состав бетона, такие как песок, можно получить бесплатно, имея неподалеку карьер или речку, цена заливки станет ниже
  3. Ваш труд не окажется напрасным и будет радовать даже следующее поколение, если сделать всё добротно, соблюдая инструкции и не скупясь на цемент. Имеют долгий срок службы.

Недостатки не так существенны, но все же должны быть описаны: Чтобы бетон получился хороший, нужна бетономешалка, в особенности если работа по объему немаленькая. Это условие необязательное, а скорее желательное. Замешивать бетон вручную намного тяжелее и дольше. Необходимы материалы для опалубки. Не всегда под рукой имеется всё необходимое, например листовое железо и доски. Покупать на один раз бывает жалко, а найти более дешевый или совсем бесплатный вариант не получается. Дождь после заливки может свести на нет все старания, потому как поверхность становится рыхлой, уязвимой. При каждых последующих осадках дорожка будет еще больше размываться и ее долговечность снизится до минимума.

Необходимые инструменты и материалы

Для изготовления бетонных дорожек на даче своими руками понадобятся следующие материалы:

  1. Доски.
  2. Цемент, песок и гравий.
  3. Шнур.
  4. Колья.
  5. Рейки из дерева, ширина которых зависит от размера дорожки.

И, конечно, инструмент:

  1. Лучше и быстрее работа с бетономешалкой, но если её нет, то ёмкость под замешивание.
  2. Молоток, пила, лопата, а также уровень и рулетка.
  3. Грабли.

Пошаговая инструкция, как сделать бетонную дорожку своими руками, для любого мастера начинается с расчёта количества необходимого материала. Если окажется лишним песок или гравий, они могут пролежать на участке еще много времени, до того как снова пригодятся, а вот цемент долго хранить не получится. По этой причине покупать его больше чем нужно нецелесообразно.

Проект дорожки

Прежде чем забетонировать, нужно все хорошо обдумать и составить проект. Он может быть необязательно сложным и начерченным по всем правилам. Ему достаточно быть предельно понятным для исполнителя. Из проекта должно быть ясно, где лучше всего пролегать будущим дорожкам с позиции наиболее частых и удобных маршрутов пользователя и какого размера они будут. Можно использовать компьютерную программу из интернета, так получится аккуратнее, а можно просто нарисовать от руки на листе бумаги. Важно точно определить, где будут располагаться будущие дорожки в саду, ведь для каждого садового участка это индивидуальный параметр. Пройдясь по территории, нужно выбрать ширину в зависимости от особенностей и обстоятельств. Там, где произрастают густо посаженные деревья, придётся в ней несколько ограничиться, бугристая местность подразумевает подсыпку для выравнивания участка.

Когда составляется план, желательно не забыть о том факте, что к дому необходимо оставить хороший, достаточно широкий подъезд для доставки тех же стройматериалов, разгрузки купленной мебели и мало ли еще для чего. Если нет централизованной канализации, ассенизаторская машина должна свободно достигать колодца.

Строить цементные дорожки над силовыми и телефонными кабелями не запрещается, но в случае их ремонта придется поднимать бетон для доступа.

Расчет веса строительных материалов

В зависимости от того, какая почва на участке, производится расчет веса песка и цемента. На тяжёлую, глинистую почву нужен слой бетона толщиной 50-70 мм. На песчаную землю или суглинок, а также там, где планируется нагрузка, делают около 100 мм. На болотистую почву перед заливкой насыпается дренаж из гравия, толщиной 50 мм. Подушка из песка необходима в любом случае. Её толщина 10-15 см.

Расчёт веса нужных материалов не является чем-то очень сложным. Предположим, нам нужна дорожка метр шириной, 10 метров длиной, с подстилкой 10 см. Рассчитываем вес песка для подушки по формуле ШхДхТ. Кубометр, как следует из справочной информации, имеет вес 2400 кг, значит, столько и понадобится для слоя подстилки. Вес куба бетона, по той же информации составляет 2800 кг. Эту цифру делим на 5 составляющих раствора без учета воды, и получается 560 кг. Это вес цемента, необходимого для заливки дорожки таких размеров.

Разметка

То место, где будет происходить бетонирование дорожки, в соответствии с проектом огораживают деревянными кольями, они вбиваются на одинаковом расстоянии и между ними потягивают бечёвку.

Подготовка грунта

Нужно выбрать верхний слой почвы в местах непосредственного расположения дорожки. Это делается при помощи лопаты. Удалять вместе с почвой нужно и мелкие корни, если они загниют, впоследствии могут появиться нежелательные пустоты, в которых соберётся вода. Она при распирании, например, при замерзании, зимой, будет разрушать конструкцию.

При выборке грунта нужно учитывать толщину слоя бетона, песочной подушки и дренажа, если он нужен.

Подушка

Подушка нужна для того, чтобы распределять нагрузку, а также для дренажа. Песчаная подушка, через которую хорошо проходит вода, служит именно для этой цели, не давая ей деформироваться. Можно под песок уложить слой гидроизоляции, чтобы песок со временем не уходил в грунт.

Опалубка

Опалубку ставят по частям, заливая бетон постепенно. На дно подготовленной площадки укладывается строительная сетка. Примерно через каждые 2,5 метров поперек крепятся доски. Они будут принимать на себя основную нагрузку при заливке бетона.

Термические швы

В течение года, в результате постоянного перепада температур и действия снега и дождя, бетон может расширяться или сужаться, вследствие чего разрушаться. Для предотвращения этого делаются термические швы. Они компенсируют сжатие бетона и его расширение. Для этого по всему периметру крепят поперёк доски через каждые 1,5 – 2,5 метра, а после лёгкого схватывания раствора, их извлекают. После окончательного высыхания раствора, оставшиеся пустотелые пазы заполняются демпфирующими материалами.

Армирование

Чтобы придать конструкции жёсткость, необходимо армирование. На помощь приходят всевозможные элементы из металла, будь то старая сетка, куски проволоки или что-то другое. Но, лучше всего использовать сварную сетку из прутьев. Арматура должна находиться в центре плиты, поэтому ее закрепляют на подставках. Слой бетона нужно рассчитывать немного больше, с учетом армирования.

Подготовка бетона и заливка

Не существует точной пропорции при замешивании бетона. Для пешеходных дорожек достаточно приготовить бетон марки 50. На мешках цемента обычно указаны пропорции цемента и песка для получения нужной фракции. Вода подливается по мере приготовления, чтобы улучшить пластичность раствора. Выбирать цемент стоит не ниже марки М300, щебёнку 10-20 мм, но если на дорожку планируется большая нагрузка, то фракция щебня должна составлять 40 мм. Лучше всего компоненты смешиваются в бетономешалке, но если нет возможности её использовать, то подойдут лист железа или корыто и даже старая ванна.

Первым делом перемешивается щебень и песок, потом — цемент. После этого добавляется половина воды, по мере готовности выливается остальная до получения необходимой консистенции. На песчаную подушку кладут арматуру, и сверху производится заливка бетона. Чтобы бетон не просто сох, а равномерно затвердевал, его по мере высыхания смачивают водой или накрывают полиэтиленом. Увлажнение проводят в течение 3-4 дней. Впоследствии на дорожке может скапливаться дождевая вода. Чтобы этого не происходило, середину делают выше, чем боковые части.

Заключительные работы

Когда пройдут два или три дня, знайте: бетон застыл. Остаётся разобрать опалубку, удалить колья. Места, где они были врыты, заделывают раствором. Зачищаются от оставшегося мусора края дорожки и засыпаются землей. Использовать по назначению дорожку можно через несколько дней.

Полную прочность бетонные смеси набирают через 28 суток.

Декор бетонных дорожек

Покраска

Существует 2 способа:

  1. Перед укладкой.
  2. Покраска готовой дорожки.

В первом случае в раствор бетона добавляют пигмент нужного цвета. Получается цветной бетон по всему объему садовых дорожек, но чистоты цвета нелегко добиться. Главным преимуществом такого метода является то, что даже при истирании не проступает другой оттенок. Можно сделать декоративный бетон с подмешиванием цветного песка, гальки или даже стеклянных шариков. Заливают такой смесью не всю опалубку, а только поверхностный слой дорожки при ещё не затвердевшем нижнем слое. Если уложен дощатый тротуар на дорожке из бетона, то можно воспользоваться вторым способом и покрасить сверху. Покраска самого бетона даёт временный эффект.

Использование форм и трафаретов

Довольно часто при декорировании бетонных дорожек используются трафареты и формы. Конструкции с перегородками, образующие закругления и углы, называются трафаретами. Опалубка здесь не нужна, сам трафарет является ограничителем. Форму устанавливают на землю в нужном месте и заливают раствором, равняют и трамбуют. Через час можно снимать.

Штамповка

Есть еще один вариант декорирования, чтобы сделать дорожку более привлекательной своими руками, называемый штамповкой. На дорожке с ее помощью можно создать имитацию под камень, доски, брусчатку и другой строительный материал. При покупке штампа в магазине нужно выбирать его по жесткости. Больше жесткость — легче нанесение рисунка.

Другие способы

  1. Украсить дорожку поможет нанесение рисунка, который имитирует камень плитняк. Это делается после того, как залит раствор, но пока он еще не застыл совсем. Острым инструментом делаются прорези в бетоне, в которые будет скапливаться земля, отчего и будет создаваться иллюзия колотого камня.
  2. Для мозаики используют битую керамическую плитку или покупают готовые в магазине. Можно взять также речную гальку. Получаются поистине великолепные произведения.
  3. Пока бетон не схватился, на нем делают отпечатки, применяя листья и ракушки. Можно сделать отпечатки рук или ног.

Уход за дорожками из бетона

Устройство садовых дорожек подразумевает под собой содержание их в чистоте для более продолжительной службы. Убираться можно при помощи метлы, пылесоса и шланга для полива. Необходимо вовремя избавляться от появляющихся растений между плитами, удалять вручную или пользоваться специальными средствами.

Если появляются трещины, их затирают раствором, а когда их много, меняется весь испорченный участок.

Изготовление дорожки из бетона на своем участке процесс несложный и очень интересный. Материалы для этого потребуются недорогие, а сделанное будет приносить радость и удовлетворение. Любоваться и пользоваться плодами своего труда вы будете ещё долгое время.

Бетонные дорожки в саду: особенности видов, технология укладки, уход

На дачном участке без аллей не обойтись. Поэтому не удивительно, что каждому хозяину хочется сделать недорогое, но долговечное покрытие, которое не будет нуждаться в ежегодном ремонте.

Рекомендуем рассмотреть такой вариант, как садовая дорожка из бетона.

Это хорошая альтернатива натуральному камню, кирпичу или тротуарной плитке. Цена материала невысока, а технология строительства не требует специальных навыков.

Виды бетонного материала для создания тропинок

Для укладки дорожек используется несколько форм сырья. Их выбор зависит от назначения будущей аллеи, предпочтений хозяев, типа ландшафтного дизайна.

Среди основных преимуществ применения бетона выделяют:

  • длительный срок службы;
  • высокую прочность;
  • устойчивость к воздействию внешней среды;
  • способность выдерживать большие нагрузки;
  • низкую цену;
  • возможность самостоятельного монтажа и декорирования.

Фото: дорожка из плит

Однако стоит учитывать, что этот материал не подойдет для монтажа на подвижных грунтах. Поверхность начнет покрываться трещинами.

Кроме того, бетонные аллеи считаются капитальными сооружениями, расположение которых невозможно исправить. Поэтому еще на этапе планирования следует правильно выбрать направление и определить, что будет находиться вокруг тропинок.

С использованием форм

Чаще всего изготавливают из износостойкого пластика. В готовом виде они имитируют брусчатку или тротуарную плитку. Добавление в раствор красителей позволяет создать на участке разноцветные дорожки. Подробнее узнать о технологии заливки форм вы можете из статьи: «Садовая дорожка при помощи формы».

Кроме общеизвестных плюсов бетона имеются и другие:

  • быстрота создания садовых тропинок;
  • легкость укладки, которая по силам одному человеку;
  • экономный расход материалов;
  • низкая цена.

Возможные минусы в том, что:

  • при недостаточном увлажнении на поверхности образуются трещины;
  • некачественный замес раствора с цементом сомнительного качества сделает тропинку хрупкой, так что она начнет крошиться;
  • в смесь нужно добавлять пластификаторы.

Для заливки форм строители рекомендуют брать цемент марки не ниже М500.

Штампованный бетон

От обычного отличается тем, что его поверхность подвергают прессованию. В результате чего этот материал успешно имитирует камень, кирпич, мрамор или дерево. Популярно нанесение штампов в виде следов, фигур зверей.

Фото: площадка выложенная из штампованного бетона

К стандартным преимуществам штампованного бетона нужно добавить то, что:

  • покрытие не выгорает на солнце;
  • обладание противоскользящими свойствами;
  • не вступает в реакцию с химикатами;
  • удачно имитирует другие материалы.
  • высокая стоимость;
  • необходимость в ежегодном уходе, нанесении гидрофобных средств.

Декоративный тип бетона используют при обустройстве приусадебных территорий за счет его интересного внешнего вида и возможности оформления дорожек в стиле, подходящем ландшафтному дизайну.

Плитка

Востребована при создании пешеходных зон, подъездных путей для автомобилей. Делают тропинки в виде волны, квадрата, треугольника и не только.

Из плюсов стоит выделить:

  • экономный расход материала, а значит и денег;
  • большой выбор цветов, форм плит;
  • по цене эта плитка в 2 раза дешевле тротуарной;
  • возможность ремонта, замены отдельных частей;
  • устойчивость к высоким, до 10 т, нагрузкам.
  • необходимость ежегодной обработки влагостойкими составами;
  • в случае нарушения технологии укладки покрытие может даь трещины.

Монолит

Наиболее простой вид бетонной дорожки. В неглубокую траншею на подготовленное основание заливают раствор и выравнивают.

Фото: монолитный вариант дорожки в саду

Обязательный этап строительства – сборка опалубки.

Плюсы и минусы использования аналогичны предыдущим вариантам.

Подробнее с технологией создания монолитной дорожки вы ознакомитесь ниже.

Цветной бетон

На фото представлена бетонная аллея, которую окрасили в разные цвета.

Окрашивают материал двумя способами:

  • добавляют красящий порошок в раствор на этапе замеса;
  • покрывают отдельные части готовой тропинки акриловой, кислотной краской с глубоким проникновением.

Плюсы и минусы схожи с другими видами материала.

Создаем дорожку своими руками

Остановимся на рассмотрении технологии заливки монолита. Об основных этапах строительства вы можете прочитать и в других наших статьях:


  • Подбираем размеры тропки

    Ширина напрямую зависит от функционального назначения. К примеру, дорожка от дома к беседке или летней кухне по ширине должна быть не менее 2 метров, чтобы рядом могли идти два человека.

    Для наглядности рекомендуется начертить схему расположения будущих аллей. Нужно учесть:

    • особенности рельефа;
    • тип грунта;
    • места прохождения коммуникаций.

    Не стоит забывать про дренаж тропки и выполнять мощение под небольшим уклоном для стока дождевой воды.

    Выбираем материалы и инструменты

    Фото: необходимый инструмент

    Для работы следует подготовить:

    • лопату;
    • колышки, веревку или шнур (для разметки);
    • уровень;
    • ведро для воды;
    • строительный миксер или бетономешалку (в зависимости от площади обрабатываемого участка);
    • чистый песок;
    • тачку;

    Фото: замешивание цементного раствора

    Когда всё необходимое готово, можно переходить к следующему этапу.

    Делаем разметку участка

    Выполняется в соответствии с чертежом дорожки. По бокам будущей тропки устанавливаются колышки, натягивается веревка необходимой длины.

    Фото: размечаем участок

    Подготовка основания

    На обрабатываемом участке удаляются сорняки, корни растений, пни. При необходимости место обрабатывается химикатами. Снимается 5 см верхнего слоя грунта. Дно трамбуется.

    Как правильно приготовить бетонный раствор

    Оптимальная марка цемента – М500.

    По отзывам строителей, наиболее прочный бетон получится в пропорции 1:3, где на одну часть цемента идут три части чистого песка.

    Усилит консистенцию цементного раствора добавление гравия и пластификаторов. Последние придадут смеси пластичности.

    Вода вливается постепенно, поскольку большое количество жидкости в составе снижает прочность материала. По консистенции должна получиться густая сметана.

    Стоит заметить, что качество бетона, перемешанного вручную, в разы ниже, чем на бетономешалке.

  • Подробнее о том, как приготовить раствор и нужно ли добавлять в него пластификаторы вы можете прочитать в наших предыдущих статьях:

    Собираем опалубку

    Если при кладке плитки создавать ее не обязательно, то для заливки монолитного покрытия она необходима, так как способствует удержанию раствора на одном уровне до его окончательного застывания. Зачастую ее сбивают из досок или фанеры. Устанавливается опалубка сразу по всей длине дорожки или монтируется по частям по мере заливки раствора.

    Фото: подготовка опалубки для заливки отмостки дома

    На дно траншеи ставятся колышки, к которым проволокой, гвоздями крепятся доски.

    Для создания гидроизоляционного слоя дно опалубки застилается полиэтиленовой пленкой. Это предотвратит поглощение бетоном воды из грунта и повысит морозостойкость покрытия.

    Создаем подушку

    Когда опалубка собрана, следует приступать к засыпке песчаного слоя. Он будет выполнять функцию дренажа дорожки. Сверху пленки либо агроволокна высыпается чистый, желательно влажный, песок и равномерно распределяется по участку. Для большей надежности под низ можно утрамбовать тонкий слой щебня или гравия. Далее подушка увлажняется, трамбуется.

    Фото: утрамбовывается песчанная подушка

    Выполняем армирование

    Металлические элементы внутри бетона продлевают срок его службы, не дают поверхности трескаться, уменьшают толщину слоя раствора. Чтобы снизить затраты на материалы, можно использовать старую проволоку, сетку, трубы.

    Но лучший вариант – арматура с ячейкой сетки не более 10*10 см. Располагают ее посередине траншеи, закрепив фиксаторами или проволокой.

    Процесс заливки

    Стоит учесть, что для пешеходной дорожки достаточно толщины бетонного раствора в 5 см, для подъездных путей и участков с большими нагрузками слой должен быть от 8 см и выше.

    Замес проводится в соотношении 1:3. Цемент перемешивают с песком в сухом виде, затем постепенно добавляют вода. Каждую порцию раствора следует сразу разравнивать провилом. Залитую поверхность уплотняют до выделения цементного молочка. Как только бетон начал схватываться, все неровности устраняют шпателем. После чего можно приступать к декорированию.

    Для хорошего застывания бетона рекомендуется его увлажнять водой или накрывать полиэтиленовой пленкой. Через три дня можно снимать пленку и аккуратно разбирать опалубку.

    Оформляем и украшаем

    Оптимальный срок начала декорирования – спустя сутки после заливки раствора. С помощью железного прута на поверхности создают орнаменты, выполняют имитацию плитки, рисуя контуры. Кроме того, бетон можно окрашивать в разные цвета акриловой краской – дорожка получится яркой и интересной.

    Для придания блеска наносят специальные пропитки, полироль, жидкое стекло. С этим отлично справляются фтористый силикат, средства на основе воска.

    Рекомендации по уходу

    Для продления срока службы бетонного покрытия его следует ежегодно обрабатывать гидрофобными средствами. Не стоит использовать зимой для очистки от снега железную лопату. Даже при малом обледенении тропинки ее нужно посыпать песком, но не солью. В противном случае покрытие со временем начнет крошиться.

    Для садовых аллей бетон – надежный материал по доступной цене. А самостоятельное мощение и декорирование бетонных дорожек сделают их оригинальным дополнением к ландшафтному дизайну вашего двора.

    Читайте также:  Как удалить бетон с машины
  • Ссылка на основную публикацию