Пандус из бетона
Трудность передвижения людей с ограниченными возможностями – проблема, с которой они сталкиваются каждый день не только дома, но и на улице. Ведь человеку, который передвигается на инвалидной коляске, многие места просто не доступны, особенно, те, до которых можно добраться только при помощи лестницы. Для этого здания наравне со ступенями оборудуют пандусами.
Что такое пандус?
Пандус – незаменимая в наше время конструкция для заезда с уклоном для колясок, велосипедов, инвалидных кресел и прочего транспорта. Чаще всего он дублирует лестницу.
Назначение
Пандус устанавливается у входа в помещение или на лестничном пролете. Его главное назначение заключается в том, что он соединяет отличающиеся по высоте горизонтальные плоскости в случаях, когда нужно сооружение, отличающееся от лестницы по техническому назначению: для инвалидов или транспорта.
- Угол наклона пандуса должен быть минимальным, чтобы инвалид в кресле без привода мог подняться по нему самостоятельно.
- Поверхность должна быть не скользкой, прямой, не иметь никаких неровностей. Ничего не должно мешать движению.
Вернуться к оглавлению
Устойчивость сооружения
Конструкция представляет собой лестничный бетонный марш, только вместо ступеней у него — ровная плоскость спуска. В отличие от лестницы, его уклон не должен превышать 10%, а подъемная плоскость в 9% уже является отклонением от нормы, так как человек с ограниченными возможностями без чьей-либо помощи подняться по нему не сможет.
Какие бывают виды?
Прежде всего определим, какие бывают виды пандусов. В зависимости от используемого материала:
Также пандусы бывают:
Стационарные устанавливают у входа в здание. Они не убираются. Откидные используются, когда место ограничено, и опускаются в случае надобности. Они закрепляются на стене прохода. Часто устанавливаются в домах, где установка стационарного будет мешать свободному проходу других жильцов. Съемные устанавливают временно, для преодоления препятствия в конкретный момент. Они, в свою очередь, также бывают разных видов:
- Раздвижные телескопические – две аппарели, которые раздвигаются в длину и в собранном виде не занимают много места.
- Ролл-пандусы – вариант для тех, у кого совсем мало места. Благодаря специальному каркасу они скручиваются как ковер.
- Рампы – раскладная модель, которая используется для того, чтоб преодолеть пороги и другие небольшие возвышенности.
Еще пандусы можно классифицировать на:
- монолитные;
- с опорой стенки;
- с полной опорой на грунт или подсыпку.
Вернуться к оглавлению
Как сделать своими руками?
Определение параметров конструкции
Бетонный пандус — один из самых устойчивых видов. Они бывают одномаршевыми (на один пролет) или многомаршевыми (с промежуточными площадками). Это зависит от высоты подъема. Максимальная длина одной полоски не должна превышать 9 метров, поэтому нельзя сделать одну длинную плоскость на большое расстояние. Также учитывается то, что максимальная высота марша – 80 см. Исходя из этого, рассчитывая размеры пандуса нужно взять во внимание площадки в начале, в конце пандуса, а также промежуточные площадки. При сооружении пандуса важно знать, что подъему не должно ничего препятствовать, например, дверь. Площадки должны быть достаточных размеров, чтобы хватало места для свободного разворота коляски.
Минимальная ширина плоскости пандуса должна быть 1 м, если предусмотрено одностороннее движение, и, соответственно 2 м, если двустороннее. Законом также предусмотрено обязательное устройство бортиков на пандусе, чтобы колеса коляски не соскакивали с поверхности. Их минимальная высота — 5 см. Для безопасности и удобства передвижения пандусом, его оборудуют перилами с обеих сторон. Поручни должны быть расположены по всей длине, их высота должна учитывать потребности детей и взрослых. Поэтому перила располагают на высоте 50 см – для ребенка и, соответственно, 70, 90 см – для взрослого.
Расчет пандуса
Прежде чем приступить к работам, нужно подготовится, сделать все необходимые расчеты и замеры, то есть составить проект. Согласно нормативам, высота пандуса должна относиться к длине в расчете 1:12. Это значит, что для сооружения конструкции высотой 1 метр нужно сделать ее длиной в 12 метров, а при высоте 1,2 метра – в 15 метров. Однако согласно нормам делать так запрещено, поэтому нужно разделить его на 2 марша одинаковой длины – по 7,5 метра, площадка между маршами будет на высоте 0,6 метра (h1/2 = 1,2/2)
Размер площадки между маршами возьмем 2 м2. Исходя из этого нужна l1 17 м2 (15 м и 2 м площадка).
V1 = 1/10 s = 1/10 17 м2 = 1,7 кубометра.
V2 = h1 * l1 = 1, 2 * 15 = 18 м2* ½ толщина кирпича (0,125 м) = 2,225 кубометров.
m = 2, 25 : 0,002 = 1125 штук.
Так же определяем объем используемой насыпки (9 м3) и необходимую длину прутьев арматуры (243 погонных метра):
- площадь — s;
- высота пандуса – h1;
- высота площадки – h2;
- длина плиты – l1;
- объем бетона – v1;
- объем стенок – v2;
- количество кирпичей – n.
Вернуться к оглавлению
Последовательность работ
Армирование пандуса.
Шаг 1. Делаем разметку под сооружение шнурами и колышками. При этом учитывается внутренняя ширина будущей конструкции.
Вернуться к оглавлению
Вывод
Установка пандуса — дело необходимое. По пандусу передвигается не только человек с ограниченными возможностями, но и люди с колясками. Это как минимум сделает удобней посещение того или иного здания. Прежде чем залить конструкцию, сооружение, надо определиться, какое именно подойдет лучше всего, .потом заняться расчетами.
Если вы выбрали пандус из бетона, то вышеизложенные инструкции помогут все рассчитать.
Как изготовить пандус из бетона
Для людей с ограниченными возможностями, особенно для инвалидов-колясочников, обычные ступеньки перед входом в подъезд дома (поликлинику или магазин) зачастую являются непреодолимым препятствием. Если же оборудовать часто посещаемые общественные места специальными гладкими наклонными под небольшим углом приспособлениями (пандусами), то у таких людей появится возможность подняться/спуститься без помощи посторонних. Об этом говорится и в государственной программе «Доступная среда», утвержденной правительством РФ.
Если же вы владелец частного дома и среди ваших близких имеется человек, использующий для передвижения инвалидную коляску, то вы можете самостоятельно обустроить пандус, применив обычный бетонный раствор.
Требования нормативных документов
Прежде, чем приступать к самостоятельному изготовлению бетонного пандуса, следует внимательно ознакомиться с нормативными документами (ГОСТ Р 51261-99; СНиП 35-01-2001; СП 30-102-99; СП 59.13330.2012), в которых изложены требования, предъявляемые к этим вспомогательным сооружениям. Дело в том, что они разработаны специалистами с учетом размеров стандартных типовых инвалидных колясок и тех физических усилий, которые необходимо будет приложить человеку с ограниченными возможностями для самостоятельного безопасного подъема/спуска по наклонной поверхности. Ниже приводим основные нормы, которых следует придерживаться при разработке проекта и последующего строительства пандуса:
- Длина наклонной части (L) одного марша не должна превышать 9000 мм. Специалистами установлено, что именно такое расстояние (хотя оно и весьма усредненное) люди с ограниченными возможностями могут преодолеть без промежуточного отдыха.
- Максимальный перепад высот (H) одного пролета не должен превышать 80 см.
- Ширина свободной поверхности пандуса (без учета вспомогательных поручней) – не менее 90 см. Такая величина обусловлена габаритными размерами стандартных инвалидных колясок.
- Угол наклона (α) рассчитывают, исходя из соблюдения пропорции длины пандуса (S), которая является проекцией наклонной части, к высоте (H). То есть, α=H/S=1/20 (или 5%).
На заметку! В случае, когда свободного места для монтажа пандуса недостаточно, угол наклона допустимо увеличить и рассчитывать из пропорции α=H/S=1/12,5 (или 8%).
- По бокам наклонной части должны быть установлены двухрядные поручни. Причем расстояние от поверхности пандуса до их нижнего/верхнего ряда составляет 700/900 мм соответственно.
Естественно, при самостоятельном строительстве пандуса на собственном участке для облегчения передвижения близких вам людей-инвалидов строго придерживаться изложенных выше требований не обязательно. Но помните: все перечисленные выше нормы и правила были разработаны с учетом мнения «маломобильных» групп населения. Поэтому к этому следует прислушаться.
Разновидности бетонных пандусов
В зависимости от высоты пандусы подразделяют на:
- Одномаршевые (при H ≤ 80 см).
- Многомаршевые (если H ˃ 80 см). Размеры площадки для разворота коляски у таких сооружений должны составлять не менее длина/ширина – 150/180 см.
По конструктивным особенностям бетонные пандусы могут быть с опорой:
- Непосредственно на грунт (а точнее на щебеночно-песчаную подушку).
- На специально обустроенные несущие стенки.
Особенности приготовления бетонной смеси для обустройства пандуса
Помните: раствор для изготовления пандуса должен быть более густой консистенции, чем для обустройства стяжки пола или заливки фундамента. В противном случае цементно-песчаная смесь при выравнивании будет просто стекать вниз.
Чтобы не ошибиться с количеством воды при замешивании раствора, лучше произвести пробное тестирование. Для этого следует изготовить маленький макет (вернее опалубку) будущего пандуса (с необходимым углом наклона). Затем приготовить небольшую порцию раствора (записав при этом, в каком соотношении был сделан замес). Если после укладки и выравнивания поверхности смесь сохраняет форму, то вы все сделали правильно. Если же раствор стекает вниз, то процесс следует повторить, постепенно уменьшая процентное содержание воды при приготовлении раствора, до тех пор, пока вы не добьетесь желаемого результата. Определив опытным путем необходимую консистенцию бетонной смеси, можно смело приступать к изготовлению наклонного пандуса.
Расчет длины «помощника» для «маломобильного» человека
Конструкция бетонного пандуса, естественно, напрямую будет зависеть от высоты площадки перед входной дверью относительно поверхности земли. Для примера рассчитаем размеры конкретного наклонного сооружения. Допустим, что перепад высот (H) между площадкой и уровнем земли составляет 40 см. Для расчета оптимального угла наклона (5%) воспользуемся формулой из нормативных документов H/S=1/20. Тогда длина пандуса составит: S=H×20=40×20=800 см=8 м. Если перед крыльцом дома нет достаточного свободного места, то увеличиваем угол наклона пандуса до предельно допустимой величины (8%). Исходя из соотношения: H/S=1/12,5; получаем S=H×12,5=40×12,5=500 см=5 м.
Важно! Дальнейшее уменьшение длины пандуса может привести к тому, что возведенный с таким трудом бетонный «помощник» станет для близкого вам инвалида-колясочника непреодолимым препятствием. Кстати, для того чтобы упростить составление предварительного проекта, можно воспользоваться онлайн-калькулятором, который легко найти в интернете.
Алгоритм изготовления пандуса своими руками
После того, как составлен чертеж бетонного сооружения, можно приступать к его строительству. Алгоритм обустройства во многом схож с изготовлением мелко заглубленного ленточного фундамента и состоит из нескольких этапов.
Производим подготовительные работы
- В соответствии с чертежом с помощью колышков и строительного шнура делаем разметку.
- Производим выемку грунта на глубину около 30 см.
- В обустроенном углублении делаем песчаную подушку толщиной 10÷15 см и тщательно ее утрамбовываем, периодически смачивая водой.
Обустраиваем опалубку
В зависимости от длины пандуса опалубку для будущей бетонной конструкции можно изготовить двумя способами:
- Изготавливаем два одинаковых деревянных щита (из досок, фанеры или ДСП). Причем верхние части заготовок должны быть скошены в соответствие с углом наклона будущего пандуса. В дальнейшем они послужат направляющими при выравнивании наружной поверхности. По внешней стороне разметки вбиваем в землю деревянные бруски. С помощью саморезов крепим к ним изготовленные щиты.
На заметку! Такой способ изготовления опалубки предпочтителен при незначительной длине пандуса. Если же протяженность конструкции велика, то деревянные заготовки будут просто «неподъемными».
- Изначально в соответствии с нанесенной разметкой по всей длине будущего пандуса вбиваем в землю деревянные бруски. К их внутренней стороне с помощью саморезов крепим доски (листы фанеры или ДСП). Наносим на верхнюю часть обустроенной опалубки линию наклона, и отпиливаем излишки с помощью ножовки (или электролобзика).
Осуществляем армирование
После того, как закончено обустройство опалубки, производим ее армирование с помощью металлического каркаса. Сначала по всей поверхности «подушки» укладываем сетку из прутьев, скрепленных между собой вязальной проволоки.
Затем по периметру вбиваем в землю отрезки арматуры таким образом, чтобы они были немного ниже верхних торцов опалубки. К вертикальным штырям крепим следующий горизонтальный армирующий слой. Если планируем обустройство поручней, то в определенных местах осуществляем выпуски вертикальных армирующих элементов над наклонной внешней поверхностью. В последующем к ним привариваем опорные стойки, и уже на них крепим поручни.
Заливаем раствор
Если позволяют подъездные пути, то заказываем готовый раствор необходимой консистенции на ближайшем предприятии по его изготовлению и заливаем всю опалубку сразу. При этом производим уплотнение смеси с помощью погружного вибратора. Наружную поверхность уложенного раствора выравниваем правилом (или виброрейкой) по направлению снизу-вверх.
Если же изготавливаем пандус самостоятельно, то при приготовлении раствора (вручную или с помощью бетономешалки) стараемся минимизировать промежутки между замесами. Это крайне важно для того, чтобы будущая конструкция имела лучшую монолитность.
Важно! Для предотвращения быстрого высыхания уложенного раствора бетонную конструкцию следует укрыть полиэтиленовой пленкой (периодически снимая ее и смачивая поверхность водой).
Для предотвращения растрескивания наружной поверхности бетонного пандуса не забываем обустраивать компенсационные швы. Для этого подойдут деревянные рейки небольшой толщины (10÷15 мм), которые вдавливаем в уложенный раствор на расстоянии 80÷120 см друг от друга.
Демонтаж опалубки производим только после того, как раствор наберет окончательную прочность (как правило, это происходит через 25÷30 дней).
Производим облицовку
Боковые части возведенного бетонного пандуса декорируем в соответствии с личными предпочтениями, общим дизайном жилого строения и доступными материалами. Для этого подходит керамическая плитка, искусственный или натуральный камень. А вот внешнюю наклонную поверхность (то есть, «проезжую» часть) облицовываем только материалами, обладающими противоскользящими свойствами (например, специальными покрытиями на основе резины).
Устройство пандуса — делаем заезд из бетона своими руками
Как сделать пандус своими руками? В чём особенность бетонирования монолитного пандуса и как правильно рассчитать материал для заезда с уклоном? Статья расскажет, как определить параметры конструкции, рассчитать длину плоскости и объём материала для бетонного пандуса.
Пандус — заезд с уклоном для колясок, велосипедов, тележек и других лёгких колёсных средств. Большинство этих элементов дублируют лестничные марши при входе в здание и предназначены для проезда инвалидных и детских колясок.
Потребительские требования к пандусу:
- Небольшой уклон, достаточно пологий для подъёма на бесприводном инвалидном кресле.
- Ровная плоскость, без помех для движения.
- Устойчивость к атмосферным явлениям.
Конструктивно пандус представляет собой тело бетонного лестничного марша (далее — «тело лестницы») без ступеней. Ещё одно отличие — значительно меньший уклон. Согласно требованиям СНиП 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 35–101–2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», угол наклона пандуса не должен превышать 10%. Подъёмная плоскость более 9% считается ненормативной, т. е. для подъёма по ней человеку с ограниченными возможностями потребуется помощник.
Для упрощения расчётов и работы мы возьмём за основу принцип создания бетонной лестницы. По расположению опоры пандус может быть трех видов:
- С полной опорой на грунт или подсыпку.
- С опорой на несущие стены (стенки).
- Без опоры (монолит).
Во всех случаях конструкция пандуса (как и лестницы) будет различаться. В частном строительстве подвесные марши и лестницы практически не встречаются из-за сложности возведения. Мы рассмотрим вариант устройства подъёмной плоскости на «подушке».
Определяем параметры конструкции
В зависимости от высоты конечной точки пандус может быть одномаршевый или многомаршевый. Максимальная длина подъёмной плоскости — 9 метров, высота подъёма одного марша — не более 80 см (СНиП). Во всех случаях следует в первую очередь предусмотреть площадки перед заездом, после подъёма и промежуточные (если маршей несколько). После подъёма не должно быть препятствий или барьеров (двери, порталы).
В ходе расчётов нам понадобится определить два главных показателя:
- Форма пандуса. Если высота подъёма больше нормативной (или удобной), следует разбить его на марши с промежуточной площадкой. Толщина бетонной плиты при этом будет неизменной.
- Общая длина пандуса с учётом площадок.
Предположим, что нам необходим пандус шириной в 1 метр и высотой подъёма 1,2 метра. Достаточная толщина плиты — 100 мм. Опорные стенки — армированная кирпичная кладка 125 мм (полкирпича) или шлакоблок 200 мм.
Расчёт пандуса
При уклоне 8% нормальное отношение высоты к длине — 1:12, т. е. на 1метр подъёма по вертикали будет приходиться 12 метров пандуса. При высоте в 1,2 м длина пандуса в плане будет равна:
Строить 15-метровый сплошной пандус не всегда удобно и это противоречит требованиям СНиП. Поэтому следует разбить его на два равных марша по 7,5 м (в плане). Высота уровня промежуточной площадки:
Длина подъёмной плоскости пандуса (по теореме Пифагора) будет равна:
- Lплоск = корень квадр. из (Н2верт + L2панд) = корень квадр. из 1,44 + 225 = 15,04 м, принимаем 15 м
Промежуточную площадку принимаем 2х1 м (2 м 2 ).
Примечание. Конструкция пандуса может существенно различаться в зависимости от расположения — вдоль стены, параллельно углу или смежные марши. В статье рассмотрен вариант смежных маршей.
Общая длина бетонной плиты:
При ширине в 1 метр площадь будет равна 17 м 2 .
Объём бетона для пандуса:
Вычисляем объём стенок. Для этого нужно сложить площади стенок и умножить на толщину (она может различаться). Поскольку форма стенок условно прямоугольный треугольник, воспользуемся формулой:
Объём стенок при толщине в полкирпича:
Количество кирпича для стенок будет равно:
Объём материала для засыпки примерно будет равен площади одной стенки, умноженной на ширину (1 м):
Объём засыпки равен 9 м 3 .
Расчёт арматуры. Плита на подушке армируется в один слой вязаным каркасом-сеткой из арматуры А3 Ø 14–16 мм с ячейкой 150 мм. Главный нюанс бетонирования пандуса — необходимы барьеры из арматуры, которые также нужно учесть. Их устанавливают (при уклоне 8%) с шагом 2 метра, на каждый идёт 2 шт. по 1 м, итого 15 м.
Количество продольных стержней:
- Nпрод = ширина / шаг = 1 / 0,15 = 6,67 = 6 шт.
Длина продольной арматуры:
Количество поперечных стержней:
Длина поперечной арматуры:
Итого длина арматуры:
Порядок работы
1. После того как положение плоскости относительно пандуса окончательно определено, следует разметить площадку под будущую конструкцию. Для этого используйте шнуры и колышки. Старайтесь в первую очередь выдержать внутреннюю ширину пандуса.
2. После разбивки необходимо устроить фундамент под кирпичные стенки. Сечение балки под стенку в полкирпича 200х200 мм.
3. Растягиваем шнуры согласно уклону подъёмной плоскости.
4. Затем выкладываем опорные стенки из кирпича согласно выбранному принципу устройства пандуса. Если пандус огибает угол, нужна только одна стенка (вторая — стена здания).
Внимание! Армирование стенок, особенно углов, имеет большое значение — они должны выдержать нагрузку от засыпки и трамбовки. Применяйте кладочную сетку каждые 2 ряда.
5. Кладку следует выдержать 21 сутки.
6. Засыпаем пазуху между стенками с трамбовкой каждые 200–300 мм. Трамбовать следует аккуратно, особенно возле стен.
7. Прокладываем геотекстиль или полиэтилен (чтобы бетон не смешивался с засыпкой)
8. Вяжем арматурный каркас. Расстояние от подушки до сетки — 50 мм. Каркас должен заходить на стенки.
Внимание! Не забывайте устанавливать барьеры.
9. Устанавливаем отбортовку на дюбеля или поджимаем щиты снаружи. На щитах ставим отметки верха плоскости.
10. Бетонирование пандуса производится снизу-вверх.
Опалубку можно снимать на следующий день. Через 28 дней можно устанавливать поручни или возводить стены.
Бетонный пандус может служить основой для асфальта, тротуарной плитки или другого вида отделки. Его точные размеры определяются нуждами конкретного объекта. Но основные принципы его конструкции, описанные в этой статье, остаются неизменными.
Устройство пандуса из бетона
Всем известно, что проблема перемещения инвалидов на колясках одна из самых остро стоящих. Буквально несколько лет тому назад просто заехать в подъезд дома колясочник не мог. Что говорить об инвалидах, молодые мамы с детскими колясками с большим трудом попадали внутрь многоэтажного дома, преодолевая несколько ступенек. А проблема-то решается совсем просто. Надо рядом с лестницей соорудить пандус.
Что собой представляет данная конструкция? По сути, это все та же лестница, только без ступенек. Это ровная дорожка, уложенная под небольшим углом. Кстати, оптимальный угол наклона – 8-10°. Задается он по ГОСТ, выдерживается строго, потому что увеличение или снижение создает затруднительные условия при движении по пандусу колясочника. ГОСТ определяет именно перемещение инвалидов, потому что детские коляски двигать легче, для них угол наклона пандуса можно делать и круче.
В настоящее время есть несколько разработок в плане материала, из которого можно сделать пандус.
По конструктивным особенностям пандусы делятся на стационарные, раздвижные и откидные. Как показывает практика, стационарный вариант сегодня используется чаще всего, потому что прост в сооружении и не требует особого обслуживания. Правда, необходимо отметить, что стационарные пандусы обычно возводятся на улице перед входной дверью. А вот откидные устанавливаются внутри подъездов на лестничных клетках. Нас же в этой статье будет интересовать стационарный вариант, изготовленный из бетона.
Требования к конструкции по ГОСТ
Начнем именно с того, какие требования предъявляет ГОСТ к конструкции пандуса из бетона. Об угле наклона уже говорилось выше.
- Минимальная ширина сооружения – 90 см. Это в том случае, если расчет ведется для одной инвалидной коляски. Если планируется, так сказать, двустороннее движение, то ширина по ГОСТ установлена в 180 см. При этом строители должны учитывать тот факт, что придерживать себя инвалид в этой ситуации может только с одной стороны, поэтому рекомендуется установить посередине пандуса дополнительные перила. Если такой возможности нет, тогда придется снизить угол наклона пандуса до 6-8°. Оптимальный же вариант – устройство разбить на две части и соорудить их по обе стороны входной лестницы.
- Еще несколько показателей по ГОСТ. Не всегда перила устанавливаются на пандусе. Но если его длина превышает 1,5 м и угол наклона плоскости максимальный, то ограждения устанавливаются обязательно. При этом используется двухуровневая конструкция перил, где первый нижний ряд поручня расположен на высоте 60 см, а второй на высоте 80 см. Если учитывается, что по пандусу будут перемещаться дети-инвалиды в колясках, то первый поручень устанавливается на высоте 50 см.
- По ГОСТ перед пандусом и наверху должны быть сооружены две одинаковые площадки. Их размеры должны соответствовать размерам инвалидного кресла. То есть, коляска должна вмещаться на площадку без проблем.
- Нередко на пандусы устанавливается направляющее рельсовое устройство. Оно обеспечивает простоту перемещения. Так вот ширина рельса должна соответствовать стандартной ширине колес или быть чуть больше.
- Если устройство пандуса – это многопролетная конструкция, то необходимо между пролетами обустраивать ровные горизонтальные площадки. На них коляска должна свободно развернуться, поэтому длина площадки составляет две ширины пролета, а глубина стандартная по ГОСТ – 1,5 м.
- Устройство пандуса должно быть снабжено бортиком, который предотвратит соскальзывание коляски. Его высота – 5 см.
- Поручни перил должны выступать за пределы конструкции приблизительно на 30 см. И это с каждого края. Поручни изготавливаются из труб диаметром 30-50 мм.
Итак, с требованиями к пандусу для инвалидов мы ознакомились, теперь переходим к его конструкции.
Конструктивные особенности бетонного пандуса для инвалидов
В принципе, данное устройство в своей конструкции имеет три составляющие. Это пролет под углом и две площадки в начале пролета и наверху. Поэтому строительство пандуса из бетона ограничивается сборкой опалубки и заливкой бетонного раствора. Конечно, не забываем и об армирующем каркасе. То есть, все точно так же, как и в случае сооружения лестницы, только вместо ступенек должна быть ровная уложенная под углом дорожка.
Так как бетонное пандусное устройство – это долговечное сооружение, то подходить к его строительству надо основательно. Чертеж делать надо обязательно, где должны быть указаны не только форма конструкции, но и точные его размеры. Сразу же оговоримся, что построить бетонный пандус своими руками – процесс не самый простой.
Последовательность сооружения бетонного пандуса
Итак, если чертеж готов, на него нанесены размеры, можно переходить к самим строительным работам. А начинается все с земляных работ.
- Смотрим на чертеж и переносим размеры пандуса на землю в месте точной его установки, привязанной к лестнице на улице. Переносится ширина пролета и его длина в плоскости.
- Делаются отметки, то есть, обозначаются границы конструкции.
- Производится выемка грунта по всей нанесенной площади на глубину до 30 см.
- Делается подсыпка слоем в 10-15 см из крупнозернистого песка. Можно использовать для этих целей и гравий. Подушка утрамбовывается.
- А вот теперь два варианта: можно установить опалубку на всю конструкцию и в нее залить бетон, а можно сначала установить опалубку для бордюров с двух сторон, залить бетонный раствор, дождаться высыхания, снять опалубку, и уже между ними залить бетонный раствор, который будет формировать пролет пандуса для инвалидов. Бордюры в этом случае будут играть роль ребер жесткости, то есть устройство будет более надежным. Правда, сам процесс займет много времени.
Хотя первый вариант проще в исполнении. Для этого, смотрим на чертеж, нужно изготовить опалубку. Для этого подойдут доски, даже б/у, или толстая фанера (12 мм). С фанерой процесс изготовления опалубки намного проще и надежнее. Все дело в том, что устройство пандуса имеет наклонную форму. Сделать наклонную опалубку своими руками из досок сложнее, чем из фанеры. Просто на фанерный лист наносится боковая сторона пандуса, а это длина в плоскости и высота до верхней площадки лестницы, после чего обычной пилой боковина и вырезается. Таких боковин должно быть две.
Устанавливают их на подготовленную подушку и закрепляют с внешней стороны опорами. Это могут быть вбитые в землю деревянные рейки или куски металлической арматуры, трубы, угольников. Чем длиннее пандус, тем больше опор, чтобы боковины смогли выдержать давление бетонного раствора.
Далее устанавливается армирующий каркас. Сделать его своими руками непросто. Если он изготавливается из металлической арматуры, то понадобится электросварка. Можно уложить подрезанную арматуру в виде ячеистой конструкции и ее элементы связать между собой специальной вязальной проволокой (она не ломается при частых изгибах).
Далее, все происходит по нижеследующему алгоритму.
- На подготовленную песчаную подушку укладывается первая решетка армирующего каркаса. По ее периметру в песок забиваются арматуры по высоте, соответствующей высоте пандуса на каждом участке. Так как это устройство с наклоном, то и высота арматур будет разной.
- Делается заливка бетонного раствора, слой которого должен полностью закрыть армирующую решетку.
Залитый бетонный раствор утрамбовывается с помощью виброплиты или проштыковывается лопатами. Здесь важно удалить воздух, который остается внутри смеси при ее изготовлении. Именно воздух снижает технические характеристики бетонного изделия.
Когда вся конструкция будет готова, необходимо оставить ее на 28 дней, чтобы бетон хорошо просох и набрал свою марочную прочность. Обратите внимание на тот факт, что внутри конструкции бетон еще будет сырым, а снаружи просохнет. То есть, может произойти отслоение двух залитых уровней. Поэтому рекомендуется в течение нескольких дней верхнюю и боковые плоскости пандуса поливать водой.
После чего можно переходить к отделке. Вообще, проезжую часть стараются ничем не оформлять. Лучше сделать цементацию дорожки и площадок, так устройство прослужит дольше. И еще один совет – если длина пандуса достаточно большая, то необходимо через каждый метр устраивать на бетонной поверхности компенсационные швы, которые создадут разряжение внутри бетонного слоя. Обычно для этого используют гладкую арматуру или деревянны
Пандус своими руками
СОДЕРЖАНИЕ:
Внимание! Помимо строительства пандуса своими руками, вы также можете купить пандус готовый, либо все комплектуюие для создания пандуса самостоятельно, используя строительный портал Stroyka.ru. В нашем каталоге собраны все известные производители и поставщики строительно-ремонтных материалов по всей России.
К огромному счастью для отдельной категории граждан наше государство старается облегчить существование инвалидов-колясочников (хотя, это должно быть само-собой разумеющееся), жизнь которых протекает гораздо труднее, чем людей, не имеющих проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Для этого и придуман нехитрый способ передвижения по лестницам – пандус. Такое простейшее приспособление облегчает жизнь не только людям с ограниченными возможностями, но и молодым мамам с колясками, а еще, например, и нашим меньшим друзьям, собакам. В общем, полезное это приспособление – пандус. А самое главное – мы можем сделать его своими руками.
Ничего сложного в изготовлении пандуса нет и его можно смастерить самостоятельно. Для этого необходимо лишь понять устройство, а оно совершенно простое, как и монтаж.
Виды пандусов
Пандус представляет собой маленькую площадку, установленную под углом, которая закрывает неровности лестницы или бордюра. Это может быть цельная поверхность, а может быть просто две параллельных рельсы, по которым могут спокойно, без препятствий, проехать колоса детской или инвалидной коляски.
Конструкция пандусов может быть разная, в зависимости от того, какую цель вы преследуете, устанавливая такое вспомогательное крепление и, даже, независимо от цели назначения, пандусы различаются по материалу изготовления: деревянные, металлические и бетонные… стационарные, съемные или откидные. А, например, инвалиду-колясочнику, подойдет идеальный вариант мобильного пандуса, который легко складывается и перевозится в автомобиле.
Ориентируясь на практические отзывы, популярными пандусами считаются двухпролетные. Это просто-напросто две параллельные рельсы, которые не закрывают ступеньки, что делает спуск мамы с коляской или человека, который сопровождает инвалида-колясочника – абсолютно безопасным.
Для людей с ограниченными способностями, передвигающихся самостоятельно, лучше соорудить однопролетный пандус. Такой вариант, как правило, устанавливается в государственных организациях или подземных переходах. Колеса надежно идут по сплошному накату бетона, плитки, дерева или металла, обеспечивая надежную адгезию с резиновыми колесами коляски. В таком варианте очень важно наличие перил, которые должны быть установлены на уровне рук сидящего человека.
В многоквартирном доме очень выигрывает вариант выдвижных или откидных пандусов. Они не переносятся с места на место, но позволяют использовать себя только в необходимых случаях, не мешая движению в другие моменты. Но, в любом случае, пандус в подъезде высотки должен быть универсальным и удобным для всех, а самое главное – безопасным. Поэтому вариант однопролетного лучше не рассматривать, дабы соблюсти общие интересы.
Изготавливая пандус, не важно из какого материала и для каких конкретно целей, есть несколько неукоснительных алгоритмов, которые желательно соблюдать:
- Угол подъема. Для спуска, согласно нормативам, угол не должен превышать восемь градусов, а для подъема стоит норма в два градуса. Но, согласно ГОСТу, в определенных случаях разрешен монтаж конструкции, где допустимое значение может быть превышено на основании соответствующих документов.
- Длина рельсы должна соответствовать размеру лестницы. Если есть возможность для маневров, то лучше сделать пандус длиннее ступеней, тогда угол наклона станет меньше, что облегчит спуск и подъем, а также сделает их более удобным и безопасным.
- Затевая сооружение пандуса в многоквартирном подъезде, заручитесь согласием большинства жильцов и документом из домоуправления.
- При монтаже пандуса проследите, чтобы элементы конструкции не выходили за ее пределы в целях безопасного передвижения остальных жильцов дома.
- В случае, если вы монтируете металлический пандус, убедитесь, что выбранный материал не будет утяжелять конструкцию, которая в готовом виде не должна быть тяжелой и жесткой. Иначе, пандус не прослужит долго.
- Обязательно наличие шумопоглощающих и амортизирующих прокладок, чтобы не поступало жалоб от жильцов нижних этажей.
Делаем пандус своими руками
Как правило, никто особо не торопиться решать чужую субъективную проблему и тогда приходится решить ее самостоятельно: сделать пандус своими руками. Выделим все по пунктам, чтобы вам было удобнее понять алгоритм действий:
- Делаем замеры. В некоторых жилых домах, лестничные пролеты не укладываются в нормативные размеры, что может изменить угол наклона рельс в большую сторону и тогда придется либо усовершенствовать конструкцию, либо добиваться разрешительных документов. Также могу возникнуть трудности при сооружении пандуса, если встает барьер выше четырех сантиметров.
- Делая пандус для инвалидной коляски, убедитесь, что площадка между лестничными пролетами позволит средству передвижения свободно маневрировать.
- Выбирая вариант пандуса, заострите внимание на конструктивные особенности и другие моменты, которые могут повлиять на безопасность или снизить эффективную эксплуатацию.
- Сделайте эскиз пандуса со всеми размерами, плюсами и минусами выбранных материалов для пандуса и количеством крепежей, которые вам понадобятся.
- Расчистите и подготовьте место, где будет монтироваться пандус.
- После окончания работ – покрасьте пандус, если он изготовлен из дерева.
ЗАПОМНИТЕ! Если пандус установлен с какими-либо нарушениями, неважно какого характера, то человек, смонтировавший конструкцию, может быть подвергнут штрафным санкциям, а в худшем случае – принудительному демонтажу изделия. Поэтому, если вы чувствуете какие-то подводные камни в своей затее, – выберите для себя вариант съемного, откидного или складного пандуса.
Откидные пандусы, как и стационарные, не снимаются со своего места монтажа. Удобство их неоспоримо в том, что при отсутствии необходимости в постоянном использовании, они просто поднимаются вверх к стене. Сделать откидной пандус своими руками не сложнее стационарного. В стену монтируются металлические петли, которые цепко держат рельсы, а, когда они убираются с лестницы, то захваты, прикрепленные там же, фиксируют поднятое положение.
Таким образом можно избежать реакции недовольных соседей, которые всегда найдутся в любом многоквартирном доме.
Складные пандусы или, как их еще называют съемные, можно разделить на три вида:
Телескопические. Универсальные раздвижные механизмы, которые можно применять не только для подъема-спуска по лестнице, но и для преодоления порожков и бордюров.
Ролл-пандусы. Их принцип работы и диапазон использования не отличается практически от вышеописанных. Компактность и легкость конструкции позволяет ее перемещать с места на место и с раскладкой вполне может справиться один человек.
Пандусы для порогов – это маленькие приспособления, в сравнении со всеми остальными видами, используемые исключительно для преодоления порожков и бордюров.
Металлический пандус. Этапы работы своими руками
Варианты откидного и стационарного пандуса
Установить металлический пандус своими руками не составит труда, если вы умеете держать дрель в руках и знаете, как она включается. Вам понадобятся, независимо от того, откидной или стационарный вариант вы мастерите:
- Две рельсы. Или еще их называют швеллеры. Толщина должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать инвалидную коляску, потому что детская перевозка гораздо легче. Но, при этом, лишнего веса не должно быть, а тем более, если вы собираетесь делать складной пандус своими руками, чтобы не обременить крепления держателей рельсов.
- Уголки из металла толщиной не менее трех миллиметров, а шириной не меньше тридцати миллиметров.
- Прочные петли. Лучше взять дверные – это для складного варианта, а также для обеих конструкций – пластины и специальные крепежи в размере не менее трех штук. Количество зависит от длины пандуса.
Порядок работ
- Петли крепим внизу стены, используя болты. Перед установкой рельс, замеряем расстояние колес кресла или коляски. В тех случаях, когда пандус рассчитан на разные виды колясок – делаем шире полозья самих рельс.
- Устанавливаем полоски параллельно в откидном варианте, а в стационарном просто закрепляем швеллер с обеих сторон болтами.
- Распорки должны быть максимально крепко прикреплены под ступеньками, для того, чтобы сделать безопасным спуск и подъем человека, везущего коляску.
- Далее монтируем, в откидном варианте, монтируем пластины и петли крепежа к перилам лестницы.
Деревянные пандусы
Установка деревянных пандусов своими руками идентична работам с металлическими. Здесь тоже возможны варианты стационарного и откидного вида.
Если вы взялись сооружать деревянный пандус своими руками, то здесь будет очень важно подобрать деревянные доски, которые должны выдержать вес инвалидной коляски с человеком (ориентируемся на этот показатель, потому что коляска с младенцем заведомо легче).
И не просто найти, а найти струганные доски, на которые следует нанести слой олифы, а нерабочая поверхность доски, плюс к олифе, надо будет покрыть лаком или лакокрасочным слоем, чтобы предупредить гниение и появление плесени с грибком.
Для безопасности, края бортиков доски, как с внешней стороны, так и с внутренней, следует набить рейки, шириной идентичной ширине колес коляски.
ВАЖНО! Монтируя пандус своими руками, делайте зазор между конструкцией и стеной с перилами примерно в пятьдесят миллиметров.
Бетонный пандус
Это, конечно же, самый надежный и долговечный вариант. По своей сути – эта та же лестница, но без ступеней. Для сооружения бетонного пандуса своими руками существуют свои ГОСТы, в которых, угол наклона пандуса не должен превышать десять процентов.
При строительстве такого монолитного спуска, за основу можно взять принцип возведения обычной лестницы. По тому, как расположена опора, бетонный пандус можно разделить на три вида:
- С полной опорой на почву или насыпь.
- С опорой на несущую стену.
- Монолитный пандус без опоры.
Во всех этих видах конструкция бетонного пандуса будет иметь некоторые различия. Но, в силу достаточно сложного процесса возведения, сделать бетонный пандус своими руками – задача достаточно сложная, поэтому этот вариант спуска-подъема редко встречается в частных домах.
Пандус для собаки
Очень часто бывает, что лестницу сложно преодолеть не только людям с инвалидностью и молодым мамам, но и братьям нашим меньшим – собакам. И для них тоже делают пандус своими руками.
Чаще всего, используют переносной пандус, который можно прикрепить к автомобилю, чтобы питомец забрался внутрь; к турникам, где проходят тренировки с кинологами; к кровати или дивану, куда старенький или коротконогий песик не может взобраться самостоятельно.
Смастерить пандус для собаки своими руками еще легче, чем для колясок. Как в любом самостоятельном деле, надо составить чертеж и рассчитать количество выбранного вами материала в качестве основного, а это может быть металл или дерево.
Для щенков конструкция должна иметь сплошную плоскость с наклоном, а крупным понадобится сделать реечки-лесенки для удобства лапок.
Учиться и еще раз учиться: как сделать въезд в гараж своими руками? Как залить? Устройство пандуса и другое
Любой автовладелец хочет видеть подъезд к своему гаражу чистым и удобным. Особенно это актуально в осенне-зимний период, когда погода вносит свои суровые коррективы.
В этих условиях необходимо устройство, облегчающее въезд в гараж и защищающее гараж от осадков.
Важность устройства въезда в гараж
Лужи, грязь, наледь, образовавшиеся перед гаражом, создают массу сложностей для въезда. Обледенелый порог, на котором проскальзывают шины автомобиля, создает риск возникновения нештатной ситуации и увеличивает нагрузку на подвеску автомобиля.
Скопившаяся у порога вода стремится проникнуть в гараж. Трудности, особенно в сумерках, направления автомобиля в гаражные ворота, постоянно рискуя задеть кузовом какое-нибудь препятствие. Все это подчеркивает важность организации устройства въезда.
К этому типу устройств можно отнести:
Как сделать въезд в гараж своими руками из бетона? Из чего еще можно сделать подъезд в частном доме? Расскажем поподробней, пошаговая инструкция к вашему вниманию.
Пандус
Сам по себе пандус – довольно простое сооружение. Основная цель его создания – организовать удобный заезд в гараж. Чем более пологий пандус, тем удобнее его использовать.
Вид пандуса зависит от расположения подъездных путей к гаражу – это может быть прямой подъезд или подъезд с поворотом. Пандус может быть выполнен с подъемом или со спуском (если он ведет, например, в подвальный гараж).
Для пандуса с подъемом устанавливаются бордюры, чтобы избежать съезжания автомобиля, у пандусов со спуском роль этих ограничителей играют стены.
Ширина пандуса обычно на 30 сантиметров превосходит ширину гаражных ворот, на дальнем конце пандус немного расширяется, что упрощает въезд. Наиболее оптимальная его длина – 5 метров, но она может быть разной в зависимости от пожеланий владельца.
Так же в пандусе предусмотрен уклон поверхности и устроена система дренажа, а перед его порогом устанавливается канавка для отвода воды, накрытая решеткой, чтобы атмосферные осадки стекали к краям и отводились от устройства.
Вместе с пандусом со стороны гаражного пола часто используется съезд с порога гаражных ворот, так называемый контрпандус, он делает въезд мягким и снижает нагрузки на автомобильную подвеску.
Варианты, из которых изготавливают пандус, могут быть совершенно разными – это и дерево, и металл, и бетон. Их плюсы и минусы:
- Дерево: простой и легкий в изготовлении, но недолговечный пандус, его приходится менять раз в 2-3 года.
- Металл: прочный и надежный, но при отрицательных температурах воздуха становится очень скользким.
- Бетон: наиболее оптимальный вариант по соотношению цена – качество. Бетонный пандус может эксплуатироваться многие годы, если на этапе строительства соблюдены все правила, указанные в соответствующих СНиП.
Устройство пандуса для въезда в гараж.
Отмостка
Отмостка – полоса из бетона или асфальта с уклоном от здания для отвода воды.
Самый оптимальный вариант отмостки для гаража – создание наклонного пола с уклоном 15-20 градусов (или 20-30 мм на 1 м длины). Ширину отмостки можно сделать от 1 м и до значения, которое кажется автовладельцу оптимальным. Часто отмостка занимает всю площадь перед домом и выложена плиткой, что смотрится весьма интересно.
Стяжка
Стяжка – цементно-песчаный или асфальтобетонный слой для выравнивания и придания жесткости поверхности. В варианте с гаражом это ровная забетонированная площадка, применяемая при недостаточной жесткости грунтового слоя.
Даже в случае, если уровень пола гаража совпадает с уровнем подъездного пути, можно поднять порог, что защитит гараж от осадков. Лучший уровень подъема порога: 20 см. Уклон пандуса в 25 градусов в этом случае оптимален.
Плюсы и минусы разных вариантов
- Плиты ЖБИ.
Можно организовать площадку перед гаражом, положив на песчаную и гравийную подушки плиты ЖБИ. Можно подобрать плиты любой необходимой длины; установка плит с помощью подъемного крана очень проста.
Долговечная и надежная конструкция, но главный ее недостаток, это стоимость. Так же, если вокруг места строительства присутствуют развитые коммуникации, бывает трудно или невозможно обеспечить работу подъемного крана.
Тротуарная плитка.
Чем хорош подъезд к гаражу, выложенный тротуарной плиткой? Довольно красивая и долговечная конструкция, которая прослужит не один год. Необходимо использовать вибропрессованную плитку (вибролитая плитка изготавливается с применением компонентов гипса, которые довольно недолговечны).
Недостатком плитки является ее большая неустойчивость к соли, в этом случае ее необходимо менять каждые 3 года. Так же существует риск обледенения плитки, что снижает ее практичность.
Въезд в гараж: фото площадки, выложенной плиткой.
Стяжка.
Пожалуй, самое недорогое и практичное решение.
При правильном устройстве служит многие годы.
Асфальтовое покрытие.
Недорогой материал, устойчив к сложным погодным условиям, не разрушается от соли.
Нормы по наклону пандуса
Каким должен быть уклон въезда в подземный гараж? По действующему СНиП 21-02-99 п. 5.28 «стоянки автомобилей» продольный уклон открытых рамп (уличных) должен быть не более 10%. Т.е. при высотном перепаде в 10 см нижняя часть пандуса должна иметь длину 1 м (1:10, 10%).
Пример изготовления стяжки
Прежде необходимо сказать пару слов о пучинистых грунтах, поскольку строительство на этом типе грунтов очень распространено в нашей стране.
Пучинистыми называют все глинистые грунты (к ним относятся: глины, суглинки и супеси) с высоким уровнем грунтовых вод. Глина в пучинистых грунтах хорошо задерживает влагу, и почва при замерзании расширяется во все стороны, что может приводить к подъему строений, расположенных на ней.
Для мелкозаглубленных строительных работ борьба с пучинистостью грунтов заключается в изъятии части грунта под постройкой и заменой его материалами, не удерживающими влагу. Дополнительно принимаются меры от промерзания грунта рядом с постройкой; для этого грунт утепляется, например, пенополистиролом.
Как залить въезд в гараж? Как правильно забетонировать? Этапы работ по обустройству и бетонированию стяжки:
- Вынуть грунт на глубину примерно 40 см по размеру будущей стяжки.
- Уложить первый слой песка (песчаной подушки), плотно утрамбовать, пролить водой.
- Уложить второй слой песка, утрамбовать, пролить водой.
- Уложить слой мелкофракционной щебенки до верха вырытого котлована.
- Если стяжка организуется не на всю длину автомобиля, оставшееся расстояние можно засыпать слоем щебенки, предварительно сняв растительность в месте засыпки и уложив геотекстиль (чтобы щебенка не тонула в земле).
- Отделить будущую стяжку и фундамент, используя полосу линокрома в случае, если не планируется привязывать стяжку к фундаменту гаража. Между стяжкой и рамкой ворот оставить зазор примерно 3 см.
- Изготовить опалубку их досок на три стороны. Опалубку можно изготовить из доски толщиной от 25 мм. Тщательно закрепить опалубку (можно присыпать ее щебнем с внешней стороны по всей площади досок), выведя ее по уровню ровно горизонтально. Доски можно смазать специальным маслом для опалубки, чтобы потом было легче отделить их от бетона, не повреждая стяжку. Для этих целей хорошо подойдет смазка Hormusend HLV-37.
- Выложить на подушку из щебенки по всей площади утеплитель (плиты пенополистирола экструдированного толщиной 5 см).
- Связать каркас из арматуры под заливку раствора со щебенкой.
- Для приготовления раствора можно добавлять «Фейри» как пластификатор.
- Залить основной бетонный слой, используя виброуплотнитель.
- После укладки основного бетонного слоя положить на него сетку с ячейкой 50х50 мм (арматурную).
- Замешать раствор, не добавляя на этот раз щебень (только пластификатор, цемент, песок), залить финишную стяжку.
- Выровнять финишную стяжку, используя для этого доску.
- Провести железнение стяжки после появления достаточного количества влаги на поверхности стяжки.
- Получившуюся стяжку сразу укрыть для защиты от птиц и животных на время сушки.
Бетонная стяжка наберет полую прочность примерно через 15 дней. Стяжку необходимо поливать в течение 5 – 7 дней, чтобы она постоянно оставалась влажной. Так же стяжку можно накрыть пленкой, и если будет поддерживаться достаточная влажность стяжки, ее можно не поливать.
Размеры и материалы для изготовления:
- цемент марки М400;
- песок, толщина слоев: 15 см. каждый;
- щебень, толщина слоя: 10 см;
- бетон, толщина слоя: 15 см;
- пропорции раствора для основного бетонирования: песок – 3, цемент – 1, щебень – 5;
- пропорции раствора для финишной стяжки: песок – 4, цемент – 1.
«Фейри» в роли пластификатора делает раствор эластичнее (из-за добавки глицерина). Соотношение: 1/3 стакана пластификатора на 1/4 кубометра раствора.
А тут видео, о том как сделать отмостку для гаража.
Устройство въезда в гараж позволяет создать удобную и хорошо видимую площадку и позволяет автовладельцу уверенно и точно направлять свой автомобиль. Вода, скапливающаяся у порога, так же не проникает внутрь гаража, если перед ним установлено правильно выполненное въездное устройство.
Потраченные силы на обустройство гаража с лихвой окупаются удобством и хорошим настроением автовладельца от легкой и безопасной его эксплуатации.